Краснодар

Гимназическая 67

Автор портретов Ленина

Автор портретов Ленина

Сегодня, 26 октября, исполняется 145 лет со дня рождения известнейшего советского скульптора Николая Андреева (1873–1932).

Творчество Николая Андреевича Андреева составляет классику советского искусства. На протяжении более чем тридцати лет творческой деятельности им выполнены многочисленные скульптурные портреты, памятники, мемориальные доски. Он был также мастером рисунка и создал серию портретов выдающихся современников. Он оставил свой след в театральном и прикладном искусстве.

От фабричного художника до преподавателя рисунка

Родился Н.А. Андреев 26 октября 1873 года в Москве, в семье плотника. В 1891 году он окончил Строгановское училище и получил звание ученого рисовальщика. Сначала ему пришлось работать на ситценабивной фабрике Ценделя в Серпухове. Через год работы он был вызван в Москву директором Строгановского училища Ф.Ф. Львовым, и занял там место преподавателя рисунка. Многолетний преподавательский стаж Андреева продолжался в этом училище — уже после его преобразования в высшую школу — до 1918 года. Одновременно с этим сам Николай Андреев учился на отделении скульптуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось брать уроки у С. Волнухина, который умел видеть и точно воспроизводить натуру. Однако наибольшее влияние на молодого скульптора оказали работы П. Трубецкого, который одним из первых начал искать пути преодоления академизма. Сохраняя основы конструктивного построения образа, многие русские скульпторы того времени пробовали использовать живописные эффекты лепки и таким образом оживлять фактуру. Именно в такой творческой манере создавал свои лучшие скульптурные портреты начала века и Николай Андреев. Он лепил писателей Л. Толстого, Л. Андреева, артистов А. Ленского и Ф. Шаляпина, художника И. Репина.

В 1900 году Андреевым был завершён курс в Училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году ему удалось впервые поехать за границу — в Париж на Всемирную выставку. Здесь Андреев познакомился с последним словом европейского искусства. Роден и его школа позволили ему окончательно уяснить суть скульптурного импрессионизма. Но там же усилилось и увлечение художника модерном.

В период с 1900 по 1910 год Андреев работал очень плодотворно. Диапазон его творчества был весьма широк: станковая и декоративная скульптура, пластика малых форм. Особенно много сил и времени было отдано разработке и осуществлению монументальных произведений. Участвовал в конкурсах на памятники первопечатнику Ивану Фёдорову, Т.Г. Шевченко, Гермогену и Дионисию, К.Д. Ушинскому. Во многих конкурсах он оказывался победителем. Андреевым также были созданы надгробные памятники К.А. Ясюнинскому, Н.Л. Тарасову, доктору Ф.П. Гаазу.

Памятник Николаю Гоголю

1906 год стал для Николая Андреева годом начала работы над проектом памятника Николаю Гоголю. Требования были очень жесткими – за утверждение проекта должны были проголосовать все без исключения члены комитета по сооружению памятника. Для того чтобы сделать барельеф с изображениями героев великого писателя, Николай Андреев поехал на Украину, рисовал украинских крестьян, делал многочисленные наброски, встречался с сестрою писателя.

Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин приветствовал создание памятника такими словами: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто… Сколько страдания в этом мученике за грехи России».

Вторая поездка за границу в 1909 году сыграла в дальнейшем большую роль в его творческом пути. В монументальных опытах Родена Андреев находит отклик тех же экспрессионистических стремлений, которые определили характер его Гоголя.

По возвращении в Москву Андреев принялся с новым подъёмом за творческую работу. Заграничные впечатления не создали сразу большого крена в каком-либо новом направлении. Тот же импрессионизм, та же точность сходства с натурой и острота авторского глаза, но и та же несколько внешняя характеристика. Так выполнены бюсты: В.Е. Маковского, И.Е. Репина, А.И. Южина и др.

От Дантона до Островского

С революцией у Андреева рождаются новые скульптурные замыслы монументального порядка. К первой годовщине великой пролетарской революции он строит колоссальную голову Дантона для украшения площади Революции. В этой мощной львиной голове автор с небывалой для себя силой воплотил пафос и темперамент французской буржуазной революции, её романтику. Андреевский «Дантон» — ожившая античная маска, трагическое выражение великих социальных противоречий и политических столкновений той эпохи.

Центральное положение в работе мастера в двадцатые годы занял памятник А.Н. Островскому в Москве. На сооружение памятника драматургу перед Малым театром был объявлен очень широкий конкурс. Но ни у кого в итоге не было сомнений в том, что лучший проект —проект Николая Андреева. Над памятником скульптор работал с 1923–1924 по 1928 год. Его открытие состоялось в мае 1929 года. Памятник Островскому был опытом строго реалистического решения — в том стиле, которого требовал не только образ писателя, но и внутренний путь самого скульптора. Этот стиль становится всё устойчивее, раскрывая основы творчества мастера, его генеральную линию. Сам образ спокоен, холодноват и глубоко, умно продуман.

Художник в это время принимает участие и в других конкурсных соревнованиях. К тому же времени относится и большой бюст Л.Н. Толстого к толстовской выставке 1928 года.

Автор Ленинианы

Присутствуя на разных съездах, собраниях, заседаниях ВЦИК, конгрессах Коминтерна, Николай Андреев всегда делал портретные зарисовки. В Третьяковской галерее сохранилось их большое собрание. Это всегда датированные, выполненные итальянским карандашом и сангиной, иногда с применением мела и пастели портреты Ф. Дзержинского, М. Калинина, К. Станиславского, А. Коллонтай, М. Горького, К. Цеткин и других.

После 1917 года скульптор активно сотрудничал с советской властью, участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. Однако советское искусствознание главной заслугой одного из самых талантливых скульпторов начала XX века считало созданную им Лениниану – целую серию графических и скульптурных портретов Ленина. Пожалуй, никто из художников того времени не сделал столько зарисовок и этюдов с натуры: “Ленин пишущий”, “Ленин слушает доклад” и еще множество вариантов. Поэтому именно к Андрееву после смерти Ленина поступила просьба создать скульптурный портрет для зала заседаний Совнаркома. Чтобы лучше передать дух тех послереволюционных лет, можно привести отрывок из докладной записки скульптора. Он писал: “Никакому другому художнику не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича. Это не только давало право, но и налагало обязанность и долг принять заказ и отнестись к нему со всею самой суровой серьезностью, как к подвигу…

В лениниане Н. Андреева осталось около 200 набросков и рисунков, 100 скульптурных портретов. Подавляющее большинство этих работ носит парадно-официальный характер, один из портретов этой серии был включён в оформление партийного билета ВКПб. В начале 30-х годов Николай Андреев, не обращая внимания на серьезную болезнь сердца, работал над скульптурным портретом, как сам себе определил: “Ленин – вождь”, и умер в 1932 году, так его и не окончив. Завершал работу младший брат Николая Андреева Вячеслав.

Материал подготовила старший научный сотрудник отдела хранения
вещевых, письменно-документальных и естественно-научных источников
Лешкинова И.Н.