Принято считать, что именно от алтаря первой на Кубани походной Свято-Троицкой церкви Черноморского казачьего войска, была спланирована улица Красная, давшая начало Екатеринодару. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была подарена черноморцам Светлейшим князем Г.А. Потемкиным-Таврическим в 1789 г. и привезена на Кубань вторым отрядом казаков-переселенцев во главе с войсковым атаманом Захарием Чепегой. Стояла она в центре крепостной площади Екатеринодара. Храм представлял собой разборную палатку, состоящую из каркаса, собранного из деревянных брусьев, а также чехла из плотной полотняной материи. Внутри устанавливался алтарь и первоначально написанный на холсте иконостас. В походе церковь перевозилась в разобранном виде на двух повозках, а зимой, во время службы, казаки накрывали ее камышом, чтобы прихожане не мерзли [1]. Сама походная церковь до наших дней не сохранилась, но в Краснодарском государственном историко-археологическом музее им. Е.Д. Фелицына экспонируются четыре предмета, в свое время находившиеся в алтаре первого екатеринодарского храма
Евангелие (ил. 1), напечатанное в Москве в 1759 г. в серебряном позолоченном окладе работы московского ювелира Петра Антонова 1763 г. относится еще к церковным реликвиям Запорожской Сечи. После упразднения Сечи Евангелие находилось в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, а затем, с разрешения Святейшего Синода, было привезено в Екатеринодар войсковым атаманом Т.Т. Котляревским и помещено в походную Свято-Троицкую церковь [2]. Серебряная с позолотой люстра (ил. 2), изготовленная неизвестным польским мастером в 1751 г., была пожалована в походную Свято-Троицкую церковь императрицей Екатериной II в качестве паникадила. Два вклада в походную Свято-Троицкую церковь войскового судьи Черноморского войска Антона Головатого – серебряный позолоченный, украшенный эмалью потир (ил. 3) работы московского ювелира Ивана Назарова 1789 г. и серебряная с позолотой риза (ил. 4) с образа Святого Николая Чудотворца, изготовленная в 1794 г. Все четыре предмета экспонируются на втором этаже особняка Богарсукова, в зале, где расположена выставка «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска» (ил. 5).
Остановимся более подробно на серебряном окладе с иконы Св. Николая. Икона эта уже почти сто лет считается утраченной, а оклад сохранился. Серебряный, местами вызолоченный оклад иконы Св. Николая Чудотворца (инв. № КМ–12304/163) изготовлен неизвестным мастером с инициалами «П.В.». Над венцом Святого Николая полукругом расположена надпись «Сия риза морскому Николаю Чудотворцу сделана коштом войскового судьи армии полковника и кавалера Антона Андреевича Головатого в Черноморскую флотилию. В Екатеринодаре 1794 года июля 10-го». На окладе, кроме именного клейма мастера, прочеканены также вес и 12-каратная проба. Хотя в Российской империи была принята золотниковая система пробирования серебра, но иногда встречается и каратная, более распространенная в XVIII в. на территории Польши и Украины. В июле 1794 г. войсковой судья исполнял должность атамана Черноморского войска, так как Чепега в это время находился в польском походе, и образ Св. Николая для пожертвования был выбран Головатым, возглавлявшим еще и Черноморскую казачью флотилию, не случайно – как известно Николай Угодник – покровитель моряков. На момент изготовления серебряной ризы, в Екатеринодаре был только один храм – вышеупомянутая войсковая походная Свято-Троицкая церковь Черноморского войска, и вне всяких сомнений икона Св. Николая была вкладом войскового судьи именно в этот первый на Кубани казачий православный храм. С 1802 г. украшенный серебряной ризой образ Николая Чудотворца находился уже в деревянном войсковом Воскресенском соборе. В 1875 г. Воскресенский собор за ветхостью разобрали, а все его иконы были перенесены в новый войсковой Александро-Невский собор.
Согласно одному из актов комиссии по изъятию церковных ценностей, которые хранятся в Государственном архиве Краснодарского края, 5 мая 1922 г. икона Св. Николая Чудотворца в серебряном окладе 1794 г. была передана из Александро-Невского собора в Кубано-Черноморский областной музей [3]. С 1921 по 1924 гг. Екатеринодарская картинная галерея была частью Кубано-Черноморского областного музея и значилась как его художественный отдел. На тот момент, коллекция иконописи в картинной галерее была довольно незначительной и только через несколько лет, в 1929–1931 гг. из Государственного исторического музея (Москва) в Краснодар было передано несколько десятков великолепных икон различных школ XVI–XVIII вв. Вероятнее всего, в 1922 г. сразу после поступления образа Св. Николая в Кубано-Черноморский областной музей, серебряный оклад с иконы был снят и оставлен в старом здании музея на ул. Рашпилевской, а икона стала экспонироваться в художественном отделе музея – то есть в картинной галерее, расположенной в особняке Шарданова. После этого, без памятной надписи на окладе, икону, конечно, было очень сложно идентифицировать, и поэтому казачья Святыня долгие годы считалась утраченной.
В 1925 г., по неоднократным просьбам сотрудников картинной галереи, Управление по делам музеев выделило художественный отдел в самостоятельное учреждение под названием «Кубанский советский художественный музей им. А.В. Луначарского». Скорее всего, именно в результате этих преобразований, образ Николая Чудотворца оказался окончательно разделенным – икону оставили в картинной галерее, и в дальнейшем она попала в фонды Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, а серебряный оклад остался на Рашпилевской и сейчас, как уже было указано выше, экспонируется в музее им. Е.Д. Фелицына.
В прекрасно изданном в 2008 г. каталоге музея им. Ф.А. Коваленко опубликованы две иконы Николая Чудотворца, совпадающие с размерами серебряного оклада – 32 х 27 см [4]. Первая из них поступила в 1929 г. из ГИМа, датируется она XVII в. и ее живопись сильно отличается от изображений на окладе, даже отверстия на окладе для ликов святых не совпадают с ликами на этой иконе.
Вторая же икона (инв. № Ж-713), согласно аннотации, поступила именно из Екатеринодарской картинной галереи еще в 1925 г. Икона, написанная на доске темперой, атрибутирована в каталоге как работа Никиты Горбунова. Никита Иванович Горбунов – представитель известной семьи иконописцев владимирской школы XVIII в., сын иконописца Ивана Григорьевича Горбунова. Впервые имя Никиты Горбунова упоминается в списках иконописцев села Холуй Владимирской губернии за 1752 г. Известны его иконы «Богоматерь Курская» 1766 г. (Германия, частная коллекция), «Богоматерь «Всех скорбящих Радость» 1786 г. (Германия, Реклингхаузен, Музей икон) и «Усекновенная голова Иоанна Крестителя» кон. XVIII в. (Россия, Орловский музей изобразительных искусств) [5]. Сразу бросается в глаза, что живопись иконы Св. Николая работы Никиты Горбунова очень точно, вплоть до мельчайших деталей (в том числе характерный для творчества Горбунова барочный декор по углам), сымитирована мастером серебряного оклада и это дает полное основание утверждать о принадлежности оклада именно этой иконе (ил. 6). Когда точно была написана Горбуновым, а затем приобретена Головатым икона Св. Николая Чудотворца, установить сложно, известно только, что в 1794 г. войсковой судья заказал для нее серебряную с позолотой ризу неизвестному ювелиру для вклада в Свято-Троицкую церковь.
Музей им. Ф.А. Коваленко можно поздравить с неожиданным обретением казачьей Святыни, которая почти сто лет считалась утраченной, а что касается серебряного оклада, хранящегося в музее им. Е.Д. Фелицына, то это, по сути – первое, дошедшее до нас ювелирное произведение, изготовленное в кубанской столице.
Примечания
- Селиверстов А.В. Все храмы города. Иллюстрированная история всех храмов Екатеринодара–Краснодара. Краснодар, 2014. С. 11, 14.
- Кирьянова О.В., Слуцкий А.И., Фролов Б.Е. Книжные реликвии кубанских казаков в фондах КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына // Антиквариат. М., 2012. № 1-2 (93). С. 56–71.
- Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 284. Л. 54.
- ККХМ им. Ф.А. Коваленко. Искусство России XVI–XIXвеков. Каталог. М., 2008. – С. 40, 50.
- Горбунов Никита Иванович иконописец // URL: icon-art.info; voeto.ru; izi.travel
научный сотрудник отдела истории, этнографии и природы П.В. Новиков