«История в лицах: ими гордится Кубань. К юбилею И. Е. Гладкого (25.05.1892-10.10.1930)
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына – старейшее учреждение культуры и один из первых музеев на Северном Кавказе. Свою историю он ведет от Кубанского Войскового этнографического и естественно-исторического музея, который был основан в 1879 г. при Кубанском областном статистическом комитете региональным историком, войсковым старшиной Е. Д. Фелицыным (1848-1903).
Во второй половине XIX в. при губернских и областных Статкомитетах начали открываться археологические и этнографические музеи как отклик на зарождающееся музейное дело в России.
Первыми экспонатами музея на тот момент становятся подарки, археологические находки, старинное оружие, монеты, каменные бабы и прочие предметы, представляющие этнографический и исторический интерес.
В 1892 г. Е.Д. Фелицын назначается председателем Кавказской археографической комиссии в Тифлис и забота о состоянии музея переходит к новому секретарю Кубанского областного статистического комитета Василию Андреевичу Щербине (1840-1906) и действительному члену комитета Василию Михайловичу Сысоеву (1864-?). Понимая культурную роль музея, они предлагают выделить Кубанский Войсковой музей в самостоятельное учреждение. Однако все ходатайства в Главное управление казачьих войск и Военный совет были отклонены из-за отсутствия средств.
В 1906 г. начался новый этап в истории музея. 16 декабря Главное управление казачьих войск и Военный совет приняли решение удовлетворить ходатайство Кубанского областного правления и наказного атамана о выделении музея в самостоятельную единицу с ежегодным ассигнованием 3500 руб. на его содержание из общего войскового капитала КККВ и 1500 ежегодного пособия. К этому моменту в музее хранилось более 1500 предметов. Первым заведующим Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея стал Кирилл Трофимович Живило (1854-1914).
Сразу же после официального отделения музея от статистического комитета и получения им организационной самостоятельности, был решен вопрос о присоединении к нему библиотеки комитета и о передаче ее в заведование попечительства о музее. Туда же передавались «суммы денег, которые в бюджете статистического комитета были назначены на комплектование библиотеки».
Комплектование библиотеки в музее происходило на тех же основаниях, что и в статистическом комитете – добровольные пожертвования, обмен изданий со всевозможными учебными обществами, бюджетные ассигнования. В момент передачи библиотеки кубанского музея насчитывала 4782 тома, поделенные на 9 отделов.
Последним заведующим Кубанского войскового музея с 12 января 1910 г. по март 1920 г. стал Иван Ефимович Гладкий (1862-1930).
11 лет войсковой старшина И. Е. Гдадкий ответственно нес свою службу в музее.
Музей стал главным делом жизни Ивана Ефимовича. Он утверждал, что только «при изучении всего прошлого можно легче избежать ошибок и рассчитывать на успех в будущем». Вся его последующая работа как заведующего и ученого-краеведа, при практической помощи единомышленников, способствовала все возрастающей известности Войскового музея на Кубани и в России как сокровищницы уникальных предметов старины и как просветительского учреждения.
Музейная экспозиция размещалась в здании по ул. Рашпилевской 3, арендованном с 1907 г. у Свято-Михайло-Афонской пустыни. В небольших музейных залах были выставлены специально изготовленные витрины с дарственными коллекциями.
Одной из сложившихся проблем культурной жизни Кубани начала ХХ века были хищнические археологические раскопки, угрожавшие гибелью многих историко-культурных памятников мирового значения. Областной музей стал инициатором мероприятий по их предотвращению. Фактически в это время он становится единственным учреждением Кубани, координирующим изучение археологических памятников. И.Е. гладкий сам принимал активное участие в раскопках, проводившихся на Кубани Н.И. Веселовским. Так было заложено одно из главнейших и по сей день направлений научной деятельности музея – археологические исследования.
К 1917 г. музейный фонд Войскового этнографического и естественно-исторического музея составил 11396 предметов.
Вскоре начались новые события первой четверти ХХ в. – революционные потрясения, гражданская война, реорганизация учреждений культуры.
Войсковой музей не прекращал свою деятельность в 1917-1919 гг. В своем последнем докладе краевому кубанскому правительству в сентябре 1919 г. И.Е. Гладкий сказал прекрасные слова, не утратившие актуальность до сих пор: «Прошу благожелательного отношения к судьбе музея и к служащим в нем людям – прямым, простым, честным, без устали работающим, исполняя всякую и белую и черную работу по музею. О чем по долгу службы и справедливости свидетельствую!».
В 1920 г. на Кубани устанавливается Советская власть. Музей сразу же испытал на себе влияние идеологических установок. Был отстранен от должности заведующий музеем И.Е. Гладкий. На второй план отошла важнейшая музейная работа по сохранению музейных предметов, что обернулось утерей многих уникальных экспонатов. Только возвращение (к сожалению, на короткий период) И.Е. Гладкого позволило спасти остатки бесценных коллекций.
В 1920-30-е годы музей испытал на себе многочисленные реорганизации и преобразования: бывший Войсковой музей, картинная галерея им. Ф.А. Коваленко и городской музей наглядных пособий были объединены в один Кубано-Черноморский областной музей (1920-1924 гг.). Это объединение (как и вторая его попытка в 1925-1927 гг.) стало неудавшимся экспериментом в развитии музейного дела на Кубани и осталось только на бумаге. Слишком различным по характеру и задачам были входившие в него музеи.
В 1922 г. музей вошел в число государственных музеев страны как хранитель коллекций исторического и научного значения.
С 1922 г. И.Е. Гладкий покидает музей и работает в церковно-историческом отделе Кубано-Черноморского архивного управления.
В 1924 г. происходит новая реорганизация Кубано-Черноморского областного музея. В самостоятельное учреждение выделяется бывший войсковой музей с новым названием – Научный музей.
В 1929 г. работники музея пытались помочь И.Е. Гладкому, оставшемуся без работы и средств к существованию. 10 октября 1930 г. И.Е. Гладкий скончался.
За время руководством музея И.Е. Гладкий много сделал для музея: составил смету расходов на нужды музея, занялся покупкой коллекций и нового оборудования, начали выделяться деньги на оформление экспозиций и выставок, началось издание и продажа каталогов наиболее интересных коллекций, брошюр по охране памятников старины.
При музее существовал совет сотрудников – любителей музея, занимающихся благотворительной деятельностью, которые пожертвовали свои личные коллекции в дар войсковому музею. Были среди сотрудников и богатые предприниматели, оказывающие материальную помощь музею (например, владелец пароходной пристани П. Дицман и начальник железной дороги выдавали заведующему музеем ежегодный бесплатный билет для проезда по России).
За переданные музею коллекции, музей награждал людей красочно оформленными грамотами.
Биография И. Е. Гладкого полна интересных событий: участие в праздновании 100 летнего юбилея Войскового певческого и музыкантского хоров Кубанского казачьего войска (он стал автором юбилейного жетона), торжества по случаю 300-летия Дома Романовых на Кубани, о чем напоминают документы тех лет, собранные И. Е. Гладким и поныне хранящиеся в КГИАМЗ.
Вся его последующая работа как заведующего и ученого-краеведа, при практической помощи единомышленников, способствовала все возрастающей известности Войскового музея на Кубани и в России как сокровищницы уникальных предметов старины и как просветительского учреждения.