7 декабря (24 ноября по старому стилю) христиане почитают как день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской, причем эта дата значима как для православной, так и для католической церквей.
В фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына хранится икона «Св. Екатерины», написанная на доске в полный рост. Датируется концом XVIII в. – началом XIX в. Святая изображена в полный рост с венцом на голове, и в богатых одеждах, символизирующих ее царское происхождение. Распущенные волосы – символ ее девственной чистоты. Св. Екатерина изображена, попирающая ногой колесо. В этом образе автор отобразил земной путь Екатерины, ее мучения. Согласно легенде, икона была привезена из Московской губернии для алтарной части деревянной Екатерининской церкви Екатеринодара (построена в 1814 г.).
Мало сведений сохранилось о жизни Св. Екатерины. Известно, что годы ее земной жизни приходятся на правление императора Максимина, (царствовал с 306 по 313 гг.). Вместе с семьей она проживала в Александрии (Александрия — город в Египте, при западном рукаве реки Нила; основана Александром Македонским в 331 году до Р. Хр.). Принадлежала Екатерина к царскому роду. Была красива и умна, получила прекрасное образование. Семья настаивала на том, чтобы девушка как можно быстрее вышла замуж за достойного юношу, для преумножения богатства и могущества. Но истинно уверовав в Христа, она посвятила жизнь служению Христу.
Император Максимин вместе со своими приспешниками вел беспощадную борьбу с христианами. Император требовал от Екатерины отступиться от веры, пригрозив страшной карой, казнью через колесование. Но когда час страшной казни настал на землю спустился Ангел и сокрушил колеса. После этого многие неверующие обратились к Богу. Мучения Екатерины продолжались, она была казнена через отсечение головы, но после казни из раны потекла не кровь, а молоко. По преданию, тело мученицы было отнесено ангелами на вершину самой высокой горы – Синай.
Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре Католикона -главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.
Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке.
Основная часть коллекции икон музея была сформирована в 70-80 е гг. ХХ в. в результате этнографических экспедиций сотрудников музея по станицам и хуторам Краснодарского края. Коллекцию можно разделить на две большие группы. Первая – южнорусская икона. Вторая группа – иконы, привезенные на Кубань переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX в.
Иконы южнорусской школы ближе к портретной живописи, для их написания использовали более яркие краски. Также для южнорусской иконы характерно богатое украшение киотов бумажными и тканевыми цветами. Иконы, привезенные из Центральных губерний России, написаны в более темных сдержанных тонах, для написания многих из них использовалось сусальное золото. Одной из самых ярких предметов коллекции является икона «Св. Екатерина».
Примечания
По материалам коллекции КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына «Живопись»
Подготовила Перерва И.В.,
старший научный сотрудник отдела хранения вещевых,
документальных и естественно-научных источников.