8 августа профессиональные спортсмены и любители, скалолазы и туристы, а также верхолазы и промышленные альпинисты отмечают Международный день альпинизма. Этот праздник приурочен ко дню первого восхождения на самую высокую вершину Альп – гору Монблан. Произошло это в далеком 1786 году. С тех пор альпинизм развивался как вид спорта и обрел поклонников во всех странах. Ему посвящено немало стихов, песен, фильмов и книг.
День альпинизма – праздник с оттенком адреналина, азарта и головокружительной остроты ощущений. Его отмечают смелые и решительные люди, которые искусно демонстрируют безграничность человеческих ресурсов и возможностей. Праздник с грифом «экстрим» отмечают как те, для кого альпинизм стал делом всей жизни и даже профессией, так и любители, которых влечет высота.
История праздника начинается с двух смельчаков-швейцарцев — врача Мишеля-Габриэля Паккарду и горного проводника Жака Бальма. 8 августа 1786 года они первыми из всех альпинистов достигли высшей точки Альп — вершины Монблан, высота которой составляет 4810 метров над уровнем моря. Соблюдая историческую точность, отметим, что путь в долину Шамони был проложен другой парой британских путешественников – Ричардом и Уиндхэмом Поккок.
Интерес к вершине Монблан среди путешественников появился еще в середине XVIII века. Ежегодно они сотнями приезжали в долину Шамони, где расположен пик, чтобы попробовать добраться до «высотного полюса Европы», как его иногда называют. В восхождении скалолазов, как правило, сопровождали жители Шамони — крестьяне, которые, видя интерес к их родным местам, переквалифицировались в горных гидов. Однако все попытки восхождения на вершину заканчивались неудачами.
Массовое желание покорить Монблан достигло апофеоза в начале 1760-х годов, когда Гораций Бенедикт де Соссюр, швейцарский геолог, ботаник и альпинист, не сумев взойти на вершину, назначил огромную премию тому, кто сделает это первым. Однако в последующие 26 лет все попытки штурма горы для многих гидов заканчивались трагически.
Летом 1786 года путешествующий врач Мишель-Габриэль Паккард встретился с местным охотником и горным проводником Жаком Бальма, и тот предложил ему вместе подняться на вершину, сказав, что знает легкий путь. Историческое, как позже оказалось, восхождение было назначено на 7 августа. А 8 августа в 18 часов 23 минуты Паккард и Бальма достигли пика горной вершины Монблан.
После спуска Паккард взялся за написание книги о восхождении, а Бальма отправился к Соссюру за вознаграждением как покоритель Монблана. Деньги Соссюра сделали свое дело, поэтому мир долгое время признавал первопроходцем именно Жака Бальма.
С тех пор все альпинисты отмечают свой праздник 8 августа — в день, когда была покорена самая высокая вершина Альп. Хотя скалолазание, как вид спорта, возникло очень давно, официально этот праздник во всем мире, в том числе и в России, отмечают именно с 1786 года. Документальное существование альпинизма в нашей стране относится к 1900 году, с момента образования Русского Горного Общества.
В этот день принято устраивать спортивные соревнования, корпоративные и региональные праздничные мероприятия, концерты, вручение наград и призов. Часто альпинисты отмечают свой праздник в кругу друзей, родных и близких.
День альпинизма празднуется в России, Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Прибалтике и других странах мира.
Хотя День альпинизма приурочен к покорению Монблана, люди и раньше совершали восхождения на горы. Первое письменное свидетельство об этом — подъем римского императора Адриана на вулкан Этна. Его целью не было покорение горы. Император всего лишь хотел посмотреть на восход солнца с высоты птичьего полёта. Спустя некоторое время Адриан поднялся еще и на гору Кассий — на этот раз, чтобы увидеть закат.
Наш современник и соотечественник Андрей Родичев тоже вошел в историю альпинизма. В 2015 году он поднялся на Эльбрус со штангой весом 75 килограммов. Таким образом, альпинист хотел популяризировать пауэрлифтинг в родном Мурманске и надеялся добиться нормального финансирования для работы секций. Средняя скорость подъема Андрея составляла около 50 м/ч, а на некоторых участках и вовсе снижалась до 15 м/ч. Покорить вершину удалось на восьмой день пути. Там Андрей установил штангу в качестве памятного знака. Однако спустя несколько дней спортинвентарь исчез.
Современный альпинизм имеет несколько направлений, главным из которых в России считают промышленный альпинизм. Специалисты этой отрасли выполняют различные высотные работы на объектах. Промышленный альпинизм начали широко применять с 1960-х годов. В 1964 специальность «скалолаз-монтажник» появилась в СССР в списке профессий, а в 2001 году Минтруд РФ утвердил профессию «промышленный альпинист».
В мире существует множество музеев, посвященных альпинизму, скалолазанию и горному туризму. Особое место среди них занимает непальский «Музей Эвереста» в Покхаре – своеобразной Мекке для любителей горных вершин. С этого маленького городка начинается большинство трекинговых маршрутов по Гималаям, поэтому решение основать Музей альпинизма именно здесь не случайно. Работает музей при известном Гималайском институте альпинизма, открытом в 1954 Тенцингом Норгеем. Именно он и британский альпинист Эдмунд Хилари стали первыми людьми, которые 29 мая 1953 года поднялись на высочайшую вершину мира – Эверест (Джомолунгму).
Музеи альпинизма созданы и в странах Европы – Австрии, Германии, Чехии, Италии. Большую известность и популярность получил Горный музей, созданный легендарным восходителем Райнхольдом Месснером на своей родине – в итальянской провинции Больцано. Альпинист известен, прежде всего, тем, что первым покорил все 14 «восьмитысячников» планеты, взошел на Эверест в одиночку и без кислородной маски. Грандиозный музейный проект, знакомящий публику с историей альпинизма и горами, Месснер называет своим «пятнадцатым восьмитысячником».
Италия, вид на горы детства альпиниста-просветителя
«Горный музей Месснера» состоит из 6 музеев – главного в замке Кастелло Фирмиан (здесь находится штаб-квартира музея и офис администрации) и пяти его филиалов. Все сооружения соединены между собой сетью троп. Завершает ансамбль горный музей на популярной «горнолыжной» вершине Доломитовых Альп – Кронплатца (2300 м). Проект уникального здания разработан Заки Хадид – знаменитым британским архитектором арабского происхождения. Необычное строение состоит из нескольких уровней, включает подземные этажи с галереями (большая часть) и смотровую площадку, нависшую над альпийской долиной. Отсюда открывается панорамный вид на «мир детства» Месснера: покрытые ледниками гранитные горы долины реки Ар. Экспозиции всех шести музеев рассказывают об известных и неизученных вершинах мира, истории покорителей гор. Кроме того, гостям предоставляется возможность полюбоваться живописными горными пейзажами Южного Тироля.
Еще один самобытный, но скромный по своим масштабам музей расположен в Сванетии и связан с именем известного восходителя и спасателя Михаила Хергиани. Экспозиция расположенная в доме, где вырос «Тигр скал», отличается особой простотой.
В нашей стране альпинизм чрезвычайно популярен, чем и объясняется наличие соответствующих музеев в самых разных уголках России (Москва, Пятигорск, Воронеж, Теберда и т.д.). Даже в небольшом горном селе Тегенекли (Кабардино-Балкария) есть необычный Альпинистско-охотничий музей имени В.С. Высоцкого, построенный на живописном берегу реки Баксан.
Кабардино-Балкария, село Тегенекли
Экспозиция была открыта в 1997 году в здании, построенном из застывшей вулканической лавы и камня, добытого в знаменитом Баксанском ущелье. Помимо материалов о неординарной личности В.С. Высоцкого и съемках в этих местах фильма «Вертикаль», представлены документы и сведения об истории восхождения на высочайшую вершину Европы и оборону высокогорных перевалов Приэльбрусья в 1942-1943 годах.
Многие восходители Краснодарского края разных поколений не однажды посещали данный музей во время проведения слетов, альпиниад и просто горных тренировок, в том числе по спасательным работам.
Богатая история развития альпинизма и горного туризма на Кубани отражена в материалах, которые хранятся в музейном собрании музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. Фотографии, образцы снаряжения, мемориальные вещи выдающихся восходителей, а также видео и документальные фильмы, подаренные музею, широко используются в его выставочной и просветительной работе.
Так, высокие достижения альпинистов Кубани были отражены на выставке «Горы и люди» (2002-2003), которая пользовалась большим успехом у посетителей. В ее подготовке приняли участие корифеи этого экстремального вида спорта Краснодарского края – А.И. Авакумянц, В.В. Литвинов, О.А. Ахтырский, Е.В. Шкляев. Восходители на высочайшую вершину нашей планеты – кубанская «Команда тысячелетия» – передали для экспонирования массу интересных предметов, в том числе палатку, которая стояла в базовом лагере, элементы снаряжения и памятные камни со склона суровой Горы.
«Команда тысячелетия» – гордость кубанского альпинизма:
на Эверест взошли 12 из 12
Участник гималайских экспедиций, журналист и бард Эдуард Гончаров, значительно пополнил фототеку музея снимками о восхождение трех четверок, которые принесли мировую известность кубанским спортсменам. Это было первое в истории альпинизма безаварийное командное восхождение на Эверест.
Репортажи о гималайских экспедициях кубанских альпинистов делал высокогорный художник С.В. Дудко. Он предоставил на выставку свои дневники и живописные полотна, привезенные с уникального пленэра, а также мольберт и рукавицы, в которых приходилось писать при низкой температуре и сильном ветре.
Невозможно перечислить всех добровольных помощников, круг которых постоянно расширялся.
Совместная творческая работа над созданием экспозиции смогла объединить и давних друзей, и совершенно незнакомых людей. К моменту открытия выставки сформировалось «ядро» из консультантов и дарителей, которое сумел запечатлеть профессиональный фотограф и горный турист Владимир Затолокин. Исторический снимок, представленный ниже, документально подтверждает тесную связь музея с любителями высокогорных путешествий, многие из которых принесли российскую и мировую славу кубанскому альпинизму.
На базе выставки «Горы и люди» проводилось множество самых разных встреч со спортсменами-путешественниками и любителями авторской песни, художниками и фотографами, музыкантами и спасателями. Зал музея стал своеобразной площадкой для знакомства людей разных поколений, связанных общей любовью к горам. С тех пор восходители – частые гости музея им. Е.Д. Фелицына на всевозможных «посиделках», особенно на встрече друзей «Гитара по кругу», которая стала традиционной и проводится ежегодно.
Музейная тема «Альпинизм, туризм и авторская песня на Кубани» не утратила своего значения. Комплектование материалов продолжается, а значит впереди новые выставки, встречи и увлекательные совместные дела.
Источники информации:
Статья написана с использованием научного архива музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына старшим научным сотрудником отдела истории, этнографии и природы Валентиной Владимировной Флягиной.