Международный день альпинизма

8 августа профессиональные спортсмены и любители, скалолазы и туристы, а также верхолазы и промышленные альпинисты отмечают Международный день альпинизма. Этот праздник приурочен ко дню первого восхождения на самую высокую вершину Альп – гору Монблан. Произошло это в далеком 1786 году. С тех пор альпинизм развивался как вид спорта и обрел поклонников во всех странах. Ему посвящено немало стихов, песен, фильмов и книг.

День альпинизма – праздник с оттенком адреналина, азарта и головокружительной остроты ощущений. Его отмечают смелые и решительные люди, которые искусно демонстрируют безграничность человеческих ресурсов и возможностей. Праздник с грифом «экстрим» отмечают как те, для кого альпинизм стал делом всей жизни и даже профессией, так и любители, которых влечет высота.

 

История

История праздника начинается с двух смельчаков-швейцарцев — врача Мишеля-Габриэля Паккарду и горного проводника Жака Бальма. 8 августа 1786 года они первыми из всех альпинистов достигли высшей точки Альп — вершины Монблан, высота которой составляет 4810 метров над уровнем моря. Соблюдая историческую точность, отметим, что путь в долину Шамони был проложен другой парой британских путешественников – Ричардом и Уиндхэмом Поккок.

Интерес к вершине Монблан среди путешественников появился еще в середине XVIII века. Ежегодно они сотнями приезжали в долину Шамони, где расположен пик, чтобы попробовать добраться до «высотного полюса Европы», как его иногда называют. В восхождении скалолазов, как правило, сопровождали жители Шамони — крестьяне, которые, видя интерес к их родным местам, переквалифицировались в горных гидов. Однако все попытки восхождения на вершину заканчивались неудачами.

Массовое желание покорить Монблан достигло апофеоза в начале 1760-х годов, когда Гораций Бенедикт де Соссюр, швейцарский геолог, ботаник и альпинист, не сумев взойти на вершину, назначил огромную премию тому, кто сделает это первым. Однако в последующие 26 лет все попытки штурма горы для многих гидов заканчивались трагически.

Летом 1786 года путешествующий врач Мишель-Габриэль Паккард встретился с местным охотником и горным проводником Жаком Бальма, и тот предложил ему вместе подняться на вершину, сказав, что знает легкий путь. Историческое, как позже оказалось, восхождение было назначено на 7 августа. А 8 августа в 18 часов 23 минуты Паккард и Бальма достигли пика горной вершины Монблан.

После спуска Паккард взялся за написание книги о восхождении, а Бальма отправился к Соссюру за вознаграждением как покоритель Монблана. Деньги Соссюра сделали свое дело, поэтому мир долгое время признавал первопроходцем именно Жака Бальма.

С тех пор все альпинисты отмечают свой праздник 8 августа — в день, когда была покорена самая высокая вершина Альп. Хотя скалолазание, как вид спорта, возникло очень давно, официально этот праздник во всем мире, в том числе и в России, отмечают именно с 1786 года. Документальное существование альпинизма в нашей стране относится к 1900 году, с момента образования Русского Горного Общества.

 

Традиции

В этот день принято устраивать спортивные соревнования, корпоративные и региональные праздничные мероприятия, концерты, вручение наград и призов. Часто альпинисты отмечают свой праздник  в кругу друзей, родных и близких.

День альпинизма празднуется в России, Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Прибалтике  и других странах мира.

 

Интересные факты

Хотя День альпинизма приурочен к покорению Монблана, люди и раньше совершали восхождения на горы. Первое письменное свидетельство об этом — подъем римского императора Адриана на вулкан Этна. Его целью не было покорение горы. Император всего лишь хотел посмотреть на восход солнца с высоты птичьего полёта. Спустя некоторое время Адриан поднялся еще и на гору Кассий — на этот раз, чтобы увидеть закат.

Наш современник и соотечественник Андрей Родичев тоже вошел в историю альпинизма. В 2015 году он поднялся на Эльбрус со штангой весом 75 килограммов. Таким образом, альпинист хотел популяризировать пауэрлифтинг в родном Мурманске и надеялся добиться нормального финансирования для работы секций. Средняя скорость подъема Андрея составляла около 50 м/ч, а на некоторых участках и вовсе снижалась до 15 м/ч. Покорить вершину удалось на восьмой день пути. Там Андрей установил штангу в качестве памятного знака. Однако спустя несколько дней спортинвентарь исчез.

Современный альпинизм имеет несколько направлений, главным из которых в России считают промышленный альпинизм. Специалисты этой отрасли выполняют различные высотные работы на объектах. Промышленный альпинизм начали широко применять с 1960-х годов. В 1964 специальность «скалолаз-монтажник» появилась в СССР в списке профессий, а в 2001 году Минтруд РФ утвердил профессию «промышленный альпинист».

 

Музеи альпинизма в Росси и за ее пределами

В мире существует множество музеев, посвященных альпинизму, скалолазанию и горному туризму. Особое место среди них занимает непальский «Музей Эвереста» в Покхаре – своеобразной Мекке для любителей горных вершин. С этого маленького городка начинается большинство трекинговых маршрутов по Гималаям, поэтому решение основать Музей альпинизма именно здесь не случайно. Работает музей при известном Гималайском институте альпинизма, открытом в 1954 Тенцингом Норгеем. Именно он и британский альпинист Эдмунд Хилари стали первыми людьми, которые 29 мая 1953 года поднялись на высочайшую вершину мира – Эверест (Джомолунгму).

Вход в «Музей Эвереста» Непал, г. Покхара

Музеи альпинизма созданы и в странах Европы –  Австрии, Германии, Чехии, Италии. Большую известность и популярность получил Горный музей, созданный  легендарным восходителем Райнхольдом Месснером на своей родине – в итальянской провинции  Больцано.  Альпинист известен, прежде всего, тем, что первым покорил все 14 «восьмитысячников» планеты, взошел на Эверест в одиночку и без кислородной маски. Грандиозный музейный проект, знакомящий публику с историей альпинизма и горами, Месснер называет своим «пятнадцатым восьмитысячником».

Горный музей Месснера.

Италия, вид на горы детства альпиниста-просветителя

«Горный музей Месснера» состоит из  6 музеев – главного в замке Кастелло Фирмиан (здесь находится штаб-квартира музея и офис администрации) и пяти его филиалов. Все сооружения соединены между собой сетью троп. Завершает ансамбль горный музей на популярной «горнолыжной» вершине Доломитовых Альп – Кронплатца (2300 м). Проект уникального здания  разработан Заки Хадид  – знаменитым британским архитектором арабского происхождения. Необычное строение состоит  из нескольких уровней, включает подземные этажи с галереями (большая часть) и смотровую площадку, нависшую над альпийской долиной.  Отсюда открывается панорамный вид на «мир детства» Месснера: покрытые ледниками гранитные горы долины реки Ар.  Экспозиции всех шести музеев рассказывают об известных и неизученных вершинах мира, истории покорителей гор. Кроме того, гостям предоставляется возможность полюбоваться живописными горными пейзажами Южного Тироля.

Музей Михаила Хергиани. Сванетия, Местиа

Еще один самобытный, но скромный по своим масштабам музей расположен в Сванетии и связан с именем известного восходителя и спасателя Михаила Хергиани. Экспозиция расположенная в доме, где вырос «Тигр скал», отличается особой простотой.

В нашей стране альпинизм  чрезвычайно популярен, чем и объясняется наличие соответствующих музеев в самых разных уголках России (Москва, Пятигорск, Воронеж, Теберда и т.д.). Даже в  небольшом горном селе Тегенекли (Кабардино-Балкария) есть необычный Альпинистско-охотничий музей имени В.С. Высоцкого, построенный на живописном берегу реки Баксан.

Музей альпинизма имени В.С. Высоцкого.

Кабардино-Балкария, село Тегенекли

 

Экспозиция была открыта в 1997 году в здании, построенном из застывшей вулканической лавы и камня, добытого в знаменитом Баксанском ущелье. Помимо материалов о неординарной личности В.С. Высоцкого и съемках в этих местах фильма «Вертикаль», представлены документы и сведения об истории восхождения на высочайшую вершину Европы и оборону высокогорных перевалов Приэльбрусья  в 1942-1943 годах.

Многие восходители Краснодарского края разных поколений не однажды посещали данный музей во время проведения слетов, альпиниад и просто горных тренировок, в том числе по спасательным работам.

 

Альпинизм на Кубани и музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына

Богатая история развития альпинизма и горного туризма на Кубани отражена в материалах, которые хранятся в музейном собрании музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. Фотографии, образцы снаряжения, мемориальные вещи выдающихся восходителей, а также видео и документальные фильмы, подаренные музею, широко используются в его выставочной и просветительной работе.

Так, высокие достижения альпинистов Кубани были отражены на выставке «Горы и люди» (2002-2003), которая пользовалась большим успехом у посетителей. В ее подготовке приняли участие корифеи этого экстремального вида спорта Краснодарского края – А.И. Авакумянц, В.В. Литвинов, О.А. Ахтырский, Е.В. Шкляев. Восходители на высочайшую вершину нашей планеты – кубанская «Команда тысячелетия» – передали для экспонирования массу интересных предметов, в том числе палатку, которая стояла в базовом лагере, элементы снаряжения и памятные камни со склона суровой Горы.

«Команда тысячелетия»  –  гордость кубанского альпинизма:

на Эверест взошли 12 из 12

 

Участник гималайских экспедиций, журналист и бард Эдуард Гончаров, значительно пополнил фототеку музея снимками  о восхождение трех четверок, которые принесли мировую известность кубанским спортсменам. Это было первое в истории альпинизма безаварийное командное восхождение на Эверест.

 

Репортажи о гималайских экспедициях кубанских альпинистов делал высокогорный художник С.В. Дудко. Он предоставил на выставку свои дневники и живописные полотна, привезенные с уникального пленэра, а также мольберт и рукавицы, в которых приходилось писать при низкой температуре и сильном ветре.

Невозможно перечислить всех добровольных помощников, круг которых постоянно расширялся.

 

На вершине Эвереста тренер команды Иван Аристов (слева) и Николай Кадочников. 2000

 

Совместная творческая работа над созданием экспозиции смогла объединить и давних друзей, и совершенно незнакомых людей. К моменту открытия выставки сформировалось «ядро» из консультантов и дарителей, которое сумел запечатлеть профессиональный фотограф и горный турист Владимир Затолокин. Исторический снимок, представленный ниже, документально подтверждает тесную связь музея с любителями высокогорных путешествий, многие из которых принесли российскую и мировую славу кубанскому альпинизму.

 

Альпинисты и горные туристы на открытии выставки «Горы и люди». 2002

 

На базе выставки «Горы и люди» проводилось множество самых разных встреч со спортсменами-путешественниками и любителями авторской песни, художниками и фотографами, музыкантами и спасателями. Зал музея стал своеобразной площадкой для знакомства людей разных поколений, связанных общей любовью к горам. С тех пор восходители – частые гости музея им. Е.Д. Фелицына на всевозможных «посиделках», особенно на встрече друзей «Гитара по кругу», которая стала традиционной и проводится ежегодно.

«Гитара по кругу -2015». В зале музея поет альпинист А.Д. Панков

 

Музейная тема «Альпинизм, туризм и авторская песня на Кубани» не утратила своего значения. Комплектование материалов продолжается,  а значит впереди новые выставки, встречи и увлекательные совместные дела.

 

Поздравляем наших друзей с Днем альпинизма!

 

 

Источники информации:

  1. https://regnum.ru/news/society/2460571.html
  2. https://womanadvice.ru/muzey-alpinizma
  3. http://nepal-travel.ru/foto/international_moutain_museum_in_pokhara Corones © Werner Huthmacher
  4. ru/projects/world/8195/..

 

Статья написана с  использованием научного архива музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына старшим научным сотрудником отдела истории, этнографии и природы Валентиной Владимировной Флягиной.