Проект «Путешествие в мир кукол» открылся в стенах Краснодарского государственного историко-археологического музея имени Фелицына юбилеем – это его 75-я по счету выставка.
О том, почему кукол-девочек всегда было больше, чем кукол-мальчиков, как появление пупсов произвело революцию в мире игрушек и почему сегодня зубы куклам не делают, рассказала первым гостям выставки сама владелица коллекции Марина Политова.
На выставке в краснодарском музее представлены экспонаты, созданные известными мануфактурами Франции, Германии, Англии в период с 1830-х по 1930-е годы. То время принято называть «золотым веком» кукол, ведь их изготавливали из фарфора, а тогда он считался столь же ценным, как и золото. Добавьте к этому парики из натуральных человеческих волос, туловища из кожи ягнят, механические «голоса» и первые механизмы движения… Да и платья для кукол нередко заказывали шить модисткам. Неужели такие ценные игрушки действительно покупали детям?
– Конечно, не все куклы имели подобные характеристики, – улыбается искусствовед, музейщик и преподаватель МГУ им. Ломоносова Марина Политова. – На рынок того времени вышли немецкие компании, которые смогли удешевить процесс создания кукол. Такими действительно можно было играть. Но существовала и некая градация: некоторые куклы предназначались исключительно для того, чтобы стоять в доме у аристократки в качестве украшения.
А другими экземплярами дети даже и не смогли бы поиграть в силу их характеристик. К примеру, кукла с туловищем из кожи внутри набивалась опилками, из-за чего вес существенно увеличивался – даже передвигать ее было очень тяжело. На смену таким игрушкам пришли туловища из композита – полые внутри и легкие. А однажды одна мастерица придумала шить кукол из войлока – и практично, и нетравматично для детей. Технология быстро стала популярной.
Самыми дорогими и высококлассными куклами той эпохи считались игрушки из Франции. Недаром модельеры этой страны и сегодня задают тон моде во всем мире. Французских кукол «золотого века» осталось очень мало, и за ними у коллекционеров идет настоящая «охота». Марине Политовой повезло: собранных ею фарфоровых барышень хватило на отдельный выставочный стенд. Немало в коллекции и немецких игрушек, и английских, и даже японских, а вот русские можно пересчитать по пальцам. Неужели мы отставали в этом деле от всего мира?
– Вовсе нет, в России было много собственных артелей и фабрик по производству игрушек. Просто наша страна все эти промыслы потеряла в ходе известных исторических событий ХХ века, – поясняет Марина Политова. – Сегодня большая часть антикварных кукол продается на аукционах США. Как они туда попали? Вспомните, что после революции многие русские аристократы эмигрировали как раз за океан. Удивительно, но наряду с драгоценностями наши женщины увозили с собой и кукол…
– А как вам удается приобретать новые экспонаты для коллекции? Бывает, что за ними приходится очень долго «охотиться»?
– Да, например, за пупсом из моей коллекции я целых четыре года гонялась! Это настолько редкие сегодня экземпляры, что владельцы не хотят их продавать. Наконец, увидела его на американском аукционе. Он заканчивался в четыре утра по нашему времени. Вся моя семья меня будила (даже муж, который куклами вообще не интересуется), чтобы не упустить момент! В итоге мне удалось купить куклу раза в три дешевле, чем думала.
Этот пупс и его собратья совершили настоящую революцию в мире игрушек в 1909 году. В тот момент производители пришли к мнению, что девочек нужно готовить к материнству с детства – пусть увидят, как выглядит новорожденный ребенок. До этого куклы представали только в виде девочек (таких же, как их юные хозяйки) или элегантных дам. Сегодня же магазинные полки без пупсов немыслимы.
Еще одним шагом культурной революции стало создание кукол разных рас (на выставке, к примеру, можно увидеть барышню-африканку) и разных профессий. По словам Марины Политовой, в начале прошлого века очень популярными были куклы-монахини: они показывали девочкам, что задача молодых леди – не только петь и веселиться на балах, но и помогать людям, ухаживать за больными и ранеными.
– А ваш сын имеет возможность играть с экспонатами?
– Он куклами совершенно не интересуется, хотя может целую экскурсию для гостей провести, – улыбается Марина Политова. – Но он знает, что в нашей квартире много музейных экспонатов, и всегда у меня спрашивает, можно ли взять в руки ту или иную вещь. Впрочем, за сохранность кукол я не боюсь – мой сын даже свои игрушки ни разу не ломал. А вот наша собака! Однажды она сгрызла очень редкую куклу старика Хоттабыча… Я была просто вне себя от злости.
На выставке в музее имени Фелицына можно увидеть набор по домашнему изготовлению куклы. Из запчастей – голова, ручки и ножки. Внутри – инструкция по созданию текстильного туловища, а также выкройки одежды. У производителей игрушек также встречалось разделение труда: кто-то делал кукол полностью, а кто-то изготавливал только головы и закупал тела у других мастеров.
Настоящим шиком у аристократок того времени считалось сшить для куклы такие же платья, какие носили они сами. Не забывали мастерицы и про миниатюрные корсеты, чулочки, обувь и прочие аксессуары. Фарфоровыми красавицами так часто играли, что и каблучки у кукол стаптывались, и чулки снашивались, да и текстильные туловища приходили в негодность.
– В моем доме – множество кукол, которые требуют реставрации. Сшить для таких кукол новое платье не так просто, ведь мы должны учитывать фасоны той поры и ткани, чтобы костюм выглядел достоверно, – поясняет Марина Политова.
Собственно, из-за текстильных и композитных туловищ у антикварных кукол никогда и не было половой принадлежности. Производители игрушек оставляли этот вопрос на волю фантазии их хозяев. Наверное, поэтому кукол-мальчиков на порядок меньше, чем кукол-девочек.
В наши дни игрушки давно получили пол, но утратили … зубы и язык. Все потому, что, по словам Марины Политовой, производители игрушек перестали гнаться за реалистичностью в угоду росту продаж. Проработка мелких деталей затягивает процесс, когда нужно выдавать на-гора массовую продукцию.
Оригинал: https://kubnews.ru/kultura/2018/10/19/v-krasnodare-otkrylas-neobychnaya-vystavka-antikvarnykh-farforovykh-kukol/