Краснодар

Гимназическая 67

4 сентября 1909 года родился выдающийся театральный режиссер, народный артист СССР Валентин Плучек

Валентина Плучека называли Мастером и одним из последних представителей великой театральной эпохи. Он прошел трудный путь — от воспитанника детского дома до корифея театрального искусства. В роду Плучека не было деятелей театра, но судьба уготовила ему карьеру режиссера с мировым именем. Всемирно известным режиссером стал и его двоюродный брат, родившийся в Лондоне, — Питер Брук.

В истории русского театра XX столетия Валентин Плучек фигура особая. Вместе со своей студией в конце тридцатых годов ему удалось пошатнуть в СССР устои неживого театра, возродить метафорический язык и проложить путь, по которому впоследствии пошли «шестидесятники».

Настоящим призванием Валентина Плучека было создание театров. Он организовал Театр рабочей молодежи (ТРАМ), в годы войны руководил военным театром Северного флота, потом возглавил передвижной Новый театр, где ему пришлось заново формировать почти всю труппу.

Более 40 лет он руководил Театром Сатиры. Руководил и в те годы, когда сатира была у нас запрещена как жанр. А он, преступая через все препятствия, ограничения и запреты обращался к творчеству Маяковского, Хикмета, Твардовского, Эрдмана, Булгакова, Друцэ, Войновича. Его классические спектакли, те, которые не закрыли, обладали удивительным творческим долголетием, они были пронизаны живым чувством времени своего создателя. Валентин Плучек всегда оставался преданным учеником Мейерхольда, не отрекаясь от своего Учителя даже в самые суровые годы.

Валентин Плучек не сгоряча, а по убеждению означил свою высшую ступень режиссуры феерическими и буффонадными, разоблачительными и философскими комедиями-сатирами Владимира Маяковского. Его взрывные комедии почти официально были признаны несценичными, и пьесы этого невиданного в драматургии 1920-х годов смельчака, первым сказавшего со сцены, что революция возвела на престол партбюрократа Победоносикова, заперли под семью печатями. После смерти поэта из забвения его вывел именно Плучек. Постановка Плучеком пьесы Маяковского «Баня» (совместно с Н. Петровым и С. Юткевичем) в Театре сатиры в 1953 году – это был почти мятеж, это был вызов и политический скандал, призывающий бросать камни в Победоносиковых, прицепившихся к Машине времени, чтобы лететь в Будущее.

В 1960-х годах в суете театральных исканий почти со всех сцен исчезает образность и ее заменяет бедная, безликая, серая условность. Но именно тогда, в 1969 году, Плучек ставит «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» Бомарше с блестящим актерским ансамблем, засыпав спектакль цветами, красками и музыкой. Спектакль шёл при полных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли — Андрей Миронов.

На протяжении всей своей творческой жизни Валентин Плучек собирал близких ему по духу актеров. Свою «коллекцию» он начинал с тех, кто уже работал в Театре Сатиры. В лице Татьяны Пельтцер, Георгия Менглета, Владимира Лепко он нашел тех, кого искал долгие годы. Тогда же в театре оказался и актер, которому суждено было вскоре стать одним из главных украшений труппы. В засидевшемся в «молодых и подающих надежды» Анатолии Папанове, который в то время смешно и карикатурно играл главным образом эпизодические роли, Плучек сумел увидеть большую и добрую душу художника.

Андрея Миронова Плучек «открыл» сразу после студенческой скамьи. Миронов удивил его завидным владением актерской техникой и таким уровнем мастерства, какое приходит, как считается, лишь с годами. Миронов пришел из училища как легкий, изящный, темпераментный комедийный, даже водевильный актер. Плучек же открыл другого Миронова – того, который умно, глубоко и тонко играл роли певца революции Всеволода Вишневского, совершенно неожиданно, по-новому решал Хлестакова.

Папанов и Миронов, актеры разных поколений, «открытые» и сформировавшиеся под влиянием Плучека, наиболее полно выражали его идеал актера. При всем различии их ярких индивидуальностей им обоим были свойственны широта диапазона, неожиданный угол зрения на роль, зоркая наблюдательность. К ним в полной мере можно отнести слова Плучека, сказанные им о всей труппе Театра Сатиры: «Уважаю главное – отсутствие творческого консерватизма и тот особый артистизм, который Вахтангов определял как умение увлечь себя на поставленную задачу. Сложившиеся актеры, признанные мастера с непосредственностью и озорством юности охотно идут на творческий риск, не охраняя свое так называемое реноме или то, что зачастую бывает просто штампом».

Труппа Театра Сатиры — актеры, имена которых известны всем: Ольга Аросева, Вера Васильева, Валерий Гаркалин, Михаил Державин, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт… Эта труппа — результат деятельности Валентина Плучека.

Театр Сатиры при Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссёров. Одним из самых популярных спектаклей 70-х годов стал «Затюканный апостол» Андрея Макаёнка, поставленный Евгением Радомысленским. Именно здесь состоялся как режиссёр и получил признание Марк Захаров, поставивший «Доходное место» Александра Островского, «Темп-1929» по ранним пьесам Николая Погодина, пьесу Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и её дети».

Биография Плучека тесно связана с историей Мейерхольда, а это значит — с историей театрального искусства и культуры всего ХХ столетия. Валентин Плучек был художником — носителем знаков эпохи, в которой, несмотря на все преграды, возник совершенно неповторимый театр.