Святой Иоанн Златоуст, объясняя значение церковного пения, писал: “Ничего не возбуждает, не окрыляет так духа, ничего так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь освященная, сложенная по правилу ритма”.
Пение, веками звучащее в храмах России, составляет величие, силу и честь русского православия.
Церковные распевы, сопровождающие православное богослужение, всегда имели особый характер, ибо настраивали верующего человека к молитве чистой, когда мысль не уходит к душевным переживаниям, а отстраняется от них и замирает в смиренном молчании.
На Руси издревле говорили: “Церковь Божия без пения стоит”.
2 августа 1810 г. Кирилл Россинский подает в канцелярию войска записку с предложением “для благолепнейшего богослужения при здешней соборной Церкви нужно иметь певческий хор”. А так как церковные доходы не позволяли содержать такой хор на средства храма, то священник предлагал содержать его на войсковые деньги. 19 августа канцелярия соглашается с предложением настоятеля войскового собора и совместно с ним определяет состав хора и ежегодные расходы на его содержание. Регенту жалованье определяется в 300 рублей, двум певчим басам и двум тенорам по 100 рублей, а двум альтам и двум дискантам по 50 рублей в год. Кроме того, 100 рублей определялось для ежегодной выписки “нужнейших” нот, да еще 500 рублей для “нарядного обмундирования” певчих на 5 лет.
Пока смета расходов представлялась в Одессу ближайшему начальнику Черноморского войска Херсонскому военному губернатору генерал-лейтенанту Дюку де Ришелье на утверждение, отец Кирилл Россинский начал деятельно воплощать намеченное в жизнь. Приглашенный им на должность регента хора дворянин Константин Гречинский отбирал красивые голоса среди казаков и начал репетиции будущего войскового певческого хора.
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября 1810 г. Войсковой певческий хор впервые выступал в Войсковом Воскресенском соборе. 18 (30) января 1811 г. Одесским и Херсонским генерал-губернатором Дюком де Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены деньги на содержание Войскового певческого хора.
В 1861 г. хор переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по области, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни.
Приглашаем посетить выставку музея Фелицына “Государственный Кубанский казачий хор. Страницы истории. XIX-XXI вв.”. В создании выставки приняли участие большое количество заинтересованных и неравнодушных к истории родного края и к творчеству выдающегося коллектива людей – историки, архивисты, музейные работники, артисты Кубанского казачьего хора и многие-многие другие.
Материал подготовлен с использованием:
В.Жадан. Войсковой певческий хор и его роль в становлении церковного пения в Черномории и Кубанской области (XIX – начало ХХ в.) //История Кубанского Казачьего войска: материалы и очерки. – Краснодар. 2006.
www.slavakubani.ru/kuban-cossack-choir/kcc-today/voyskovoy-pevcheskiy-khor-chernomorskogo-kazachego-voyska-gosudarstvennyy-akademicheskiy-ordena-druzh/
https://www.liveinternet.ru/users/3469412/post147798593
14 ноября в музее имени Фелицына пройдет публичная лекция «Китайский пиратский флаг из фондов КГИАМЗ…
В музее имени Фелицына состоялось мероприятие в рамках проекта "С Россией в сердце", посвященное памяти…
На публичной лекции пойдёт речь об увлекательной профессии археолога. Благодаря им люди узнают о том,…
Именно под таким девизом Народный фронт просит поддержать бойцов на передовой СВО и мирных жителей…
За значительный вклад в организацию и проведение VII открытого краевого детского экологического фестиваля старший научный сотрудник…
Ко Дню народного единства в музее имени Фелицына состоялась тематическая экскурсия "Вставайте, люди русские". Лекция…