15 ноября 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения народного артиста СССР, театрального режиссёра и актёра Михаила Алексеевича Куликовского, с 1959 по 1984 года возглавлявшего Краснодарский театр драмы. За время его работы краевой театр вырос в один из ведущих творческих коллективов России и получил почётное звание академического. Став его главным режиссёром, мэтр проделал огромную работу по переформированию труппы и репертуара. Он поставил спектакли по произведениям русских, советских и зарубежных классиков и современников, собрал «коллекционную» труппу, объединив актёров разных поколений, и привёл её к признанию на всесоюзном уровне. Режиссёр как талантливый педагог и эстет многое сделал для повышения сценической культуры театра.
Михаил Алексеевич был удостоен множества наград и званий: Заслуженный артист РСФСР (1945), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), Народный артист РСФСР (1965), Народный артист СССР (1975), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1978), орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени (1976).
Михаил Алексеевич Куликовский родился 15 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье служащего фабрики Гознака, настоящего рабочего интеллигента. Планировал пойти по стопам отца и поступил в Ленинградский технологический институт, но случайно увидев объявление о наборе в театральную студию при Ленинградском (Александрийском) государственном театре драмы, через год учёбы решил сменить род деятельности. Окончил школу-студию в 1927 году и единственным из своих однокурсников был зачислен в труппу старейшего русского театра. Под влиянием режиссёра Нерадовского, он приобщился к чтению, научился чувствовать и понимать искусство, разбираться в явлениях жизни. А режиссёр Юрьев преподал Куликовскому актёрское мастерство.
Одной из наиболее заметных и любимых ролей Куликовского-актёра был Арбенин в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Своего героя артист представил и прокурором, и адвокатом своей судьбы, человеком с гордой душой, который «не устаёт и не хладеет под ношей бытия» и сохраняет способность к борьбе. Куликовский вошёл в «Театральную энциклопедию» как один из лучших исполнителей Арбенина драматической сцены.
Позже Михаил Куликовский сменил несколько театров, где выступал в качестве актёра, включая Ленинградский театр комедии. В 1930-х увлёкся режиссурой и уехал в провинцию, работал в театрах Петрозаводска, Таганрога и Симферополя, где совмещал работу художественного руководителя с актёрской деятельностью.
Имея большой опыт и профессионализм, он стал главным режиссёром Оренбургского (Чкаловского), а затем Иркутского театров. В наших фондах хранятся программы спектаклей Иркутского драматического театра, поставленных Куликовским в 1954 – 1959 годах.
В 1959 году Михаил Куликовский, опытный режиссёр, в возрасте 52 лет переехал в Краснодар и связал свою жизнь с кубанской театральной сценой. Среди его работ – экспериментальная постановка «Фауста» Гёте в двух частях, «Король Лир» Шекспира, комедии «Собака на сене» Лопе де Вега, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Дуэнья» Шеридана, «Миллионерша» Бернарда Шоу, где актриса Идея Макаревич по его настоянию сыграла ведущую роль в мини-юбке; драматическая хроника начала атомной эры «Человек и глобус», военные драмы «Каждому своё», «Цемесская бухта», «Плавни», классическая драма «Маскарад» по Лермонтову. Данные работы получили высокую оценку зрителей и критиков.
Единственный раз Куликовский появился на краснодарской сцене в качестве актёра – в своей излюбленной роли Арбенина в лермонтовском «Маскараде».
В труппе драмтеатра эпохи Куликовского блистали народные артисты России А. Кузнецова, И. Макаревич, А. Горгуль, заслуженные артисты РСФСР Е. Афанасьева, С. Гронский, П. Петров, заслуженная артистка России И. Станевич, актёры А. Попов, Л. Жаданова, Ю. Косых, Л. Евстигнеева, Е. Братковская, C. Голубь, Л. Иванов, Т. Лисица и другие. Выделялись и мастера эпизодических ролей, такие как Анатолий («Топа») Кожин, который за всю жизнь не сыграл ни одной главной роли, но запомнился и полюбился краснодарской публике как характерный актёр.
Воспитанники Куликовского вспоминали, что его репетиции давали не только профессиональные знания, но и навыки житейской мудрости, образцы поведения, демократизма и остроумия.
Куликовский отличался великолепным чувством юмора и любовью к розыгрышам. В книге его сына Л.М. Куликовского «Человек с улыбкой в сердце (театральные байки)» собрано множество анекдотов из жизни режиссёра, которые позволяют прочувствовать удивительную атмосферу театральной среды.
Рассказано, как во время поездки в США с постановкой «Маскарад» Куликовский заказал в агентстве розыгрышей «услугу». 1 апреля в Краснодарский театр драмы пришло письмо на английском, якобы от самого Чарли Чаплина, поражённого постановкой, с приглашением труппы на гастроли в свой собственный театр. Письмо вызвало небывалый ажиотаж в театре и моментально дошло до партийных верхов. В течение трёх дней предстоящую поездку обсуждали председатель крайкома партии и начальник управления культуры, пока Куликовский не сознался в розыгрыше. К счастью для режиссёра, чиновников эта ситуация развеселила, и санкций не последовало.
Есть и случай, который характеризует Куликовского как руководителя в меру строгого, справедливого, проявлявшего остроумие и снисхождение к подчинённым. Однажды молодые актёры труппы решили разыграть ветерана сцены И.Я. Пана, который был малообразован, с трудом умел читать, роли учил на слух и не смотрел в расписание, в каком спектакле он сегодня играет. В день спектакля «И один в поле воин» о советском разведчике времён Великой Отечественной войны в тылу врага, они подложили ему в гримёрку черкеску есаула из спектакля «Плавни» о революции и Гражданской войне. Ни о чём не подозревая, актёр появился на сцене в неподходящем костюме и произнёс не те слова, но мгновенно сориентировался, начал блестяще импровизировать и спас ситуацию, казалось бы, обречённую на провал. За это Куликовский объявил устный выговор авторам шутки, а возрастного мастера поощрил премией.
Кроме своей профессиональной деятельности Михаил Алексеевич уделял много времени общественной и партийной работе: был депутатом Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся, председателем правления Краснодарского отделения Всероссийского театрального общества, членом президиума Всероссийского театрального общества, членом секции драматургии при Союзе писателей РСФСР, членом комиссии Президиума Верховного Совета по присуждению Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства, шефствовал над пионерлагерем «Орлёнок», организовывал «лесной лагерь» для отдыха молодых актёров.
Куликовский ушёл из жизни 17 октября 1996 года, не дожив до своего 90-летия всего один месяц. Память режиссёра увековечена: на доме № 44 по ул. Мира, где он жил, установлена мемориальная доска. Его имя носит улица в одном из новых районов Краснодара, краевая премия за вклад в развитие культуры и искусства, а также региональный театральный фестиваль «Кубань театральная». В 2016 году увидела свет книга Софии Малаховой «Театр эпохи Куликовского».
В музее Фелицына работа по сбору экспонатов, связанных с именем знаменитого режиссёра, идёт с 1970-х годов. Среди них личные вещи, сувениры, фотографии, афиши, грамоты, правительственные телеграммы, часть из которых можно будет увидеть на выставке “История в лицах: ими гордится Кубань. Народный артист СССР М.А. Куликовский”, посвящённой любимому многими артисту, до 17 декабря.
Очень ждем встречи с вами, как только это позволит сделать эпидемиологическая обстановка.
Лекция будет посвящена жизни и карьере Клары Лучко, одной из самых ярких и запоминающихся актрис…
Просим Вас оценить работу нашей организации, пройдя по ссылке: Министерство культуры Российской Федерации приглашает Вас…
«Геометрия природы»На лекции участники узнали о формах кристаллов различных минералов, которые образуются в природе, понять…
В музее имени Е.Д. Фелицына прошло мероприяти в рамках краевого патриотического образовательно-просветительского проекта «С Россией…
Сегодня, 17 декабря, мы отмечаем 65-летие Марины Рафаэлевны Струговой, кандидата исторических наук и ветерана отрасли…
Публичные лекции прошли в музее имени Фелицына «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ. Сравнительный анализ» На…