3 сентября 1880 года в Петербурге начал движение первый в мире электрический трамвай. На то, чтобы создать транспортное средство, движимое электричеством, его автор – инженер-артеллерист Фёдор Пироцкий – потратил около двадцати лет.
«Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями… К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…» Примерно так в 1860-х годах у Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Вскоре Фёдор Аполлонович переехал в Петербург и по роду службы занимался совсем другими изобретениями. Например, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей. Однако инженер вновь вернулся к своему увлечению электричеством — в 1874 году он решил поэкспериментировать с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, и в конце 1875 года провёл первые такие опыты на Сестрорецкой железной дороге. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы.
3 сентября 1880 года впервые не только в России, а во всём мире «был двинут» настоящий вагон конки с империалом. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.
Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: «…в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра».
К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. А первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина.
Лекция будет посвящена жизни и карьере Клары Лучко, одной из самых ярких и запоминающихся актрис…
Просим Вас оценить работу нашей организации, пройдя по ссылке: Министерство культуры Российской Федерации приглашает Вас…
«Геометрия природы»На лекции участники узнали о формах кристаллов различных минералов, которые образуются в природе, понять…
В музее имени Е.Д. Фелицына прошло мероприяти в рамках краевого патриотического образовательно-просветительского проекта «С Россией…
Сегодня, 17 декабря, мы отмечаем 65-летие Марины Рафаэлевны Струговой, кандидата исторических наук и ветерана отрасли…
Публичные лекции прошли в музее имени Фелицына «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ. Сравнительный анализ» На…