3 сентября 1880 года в Петербурге начал движение первый в мире электрический трамвай. На то, чтобы создать транспортное средство, движимое электричеством, его автор – инженер-артеллерист Фёдор Пироцкий – потратил около двадцати лет.
«Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями… К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…» Примерно так в 1860-х годах у Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Вскоре Фёдор Аполлонович переехал в Петербург и по роду службы занимался совсем другими изобретениями. Например, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей. Однако инженер вновь вернулся к своему увлечению электричеством — в 1874 году он решил поэкспериментировать с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, и в конце 1875 года провёл первые такие опыты на Сестрорецкой железной дороге. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы.
3 сентября 1880 года впервые не только в России, а во всём мире «был двинут» настоящий вагон конки с империалом. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.
Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: «…в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра».
К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. А первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина.
В музее имени Е. Д. Фелицына состоялось яркое событие в рамках проекта «О людях Кубани…
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…
Осень в музее имени Фелицына стала по-настоящему насыщенной, тёплой и вдохновляющей. Мы собрали самые запоминающиеся…