Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930 гг.) – главный поэт советской России родился в Грузии, в селе Багдади.
С Кубанью В. Маяковский был связан кровными узами, он считал её своей второй родиной: «Я – дедом казак, душой – сечевик», – писал он в стихотворении «Нашему юношеству». И имел для этого полное основание.
Прадед поэта по материнской линии – выходец из Запорожской Сечи, которому в 1822 году была выдана подорожная грамота для переезда на Кубань. Мать поэта Александра Алексеевна Павленко родилась в станице Терновской (недалеко от станицы Тихорецкой) Кубанской области в семье казачьего офицера Алексея Ивановича Павленко. Примечательно, что она была двоюродной сестрой Любови Андреевны Афанасьевой – матери будущего писателя, дважды лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Горького Аркадия Алексеевича Первенцева. Так что, Владимир Маяковский и Аркадий Первенцев были троюродными братьями. Позже А. А. Первенцев оставил свои воспоминания, в том числе и о том, как в дом к деду Андрею Никаноровичу Афанасьеву, участнику боев под Шипкой, иногда приезжала семья Маяковских: «В этот дом с чудесным вишневым садом приезжал Маяковский… мальчик Володя любил вишни и всегда ходил измазанный вишневым соком».
В 1906 году, после смерти отца, семья Маяковских переехала из Кутаиси в Москву. Во время этой поездки из окна вагона Владимир впервые увидел кубанские степи – родину матери. Став уже известным поэтом, он неоднократно приезжал на Кубань. В Краснодаре Владимир Владимирович бывал дважды – в феврале и ноябре 1926 года. Жители города сохранили множество воспоминаний о его выступлениях. Одно из них состоялось в феврале 1926 года в кинотеатре «Мон Плезир» (кинотеатр «Кубань»). Очевидцы так описывали его первый приезд в наш город: «Поэт прибыл в Краснодар накануне «в чёрном пальто с каракулевым воротником, в чёрной каракулевой шапке и с толстой тростью в руках». Маяковского интересовало буквально всё. На вокзале поэта поразило бюрократическое объявление, запрещавшее задавать вопросы билетному контролёру. И это послужило основанием написать стихотворение «Строго воспрещается…»:
Погода такая,
что маю впору.
Май —
ерунда.
Настоящее лето.
Радуешься всему:
носильщику,
контролеру
билетов.
Руку
само
подымает перо,
и сердце
вскипает
песенным даром.
В рай
готов
расписать перрон
Краснодара.
Тут бы
запеть
соловью-трелёру.
Настроение —
китайская чайница!
И вдруг
на стене:
— Задавать вопросы
контролеру
строго воспрещается! —
И сразу
сердце за удила́.
Соловьев
камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела?
Как здоровьице?
Как детки? —
Прошел я,
глаза
к земле низя́,
только подхихикнул,
ища покровительства.
И хочется задать вопрос,
а нельзя —
еще обидятся:
правительство!
Сопровождавший поэта корреспондент кубанской газеты «Красное знамя» Леонид Ленч вспоминал их прогулки по Краснодару: «Изредка Маяковский поднимает трость, показывает, просит объяснений… «Когда построено это здание? Что здесь помещается?..» Получив ответ, удовлетворённо кивает головой. Если я ответить не могу – недовольно хмурит брови: «Живёте в этом городе и не знаете. Нехорошо!»».
Бывший рабфаковец Пашков, также отмечая внимательный интерес Владимира Маяковского к городу, приводил такой эпизод: «Когда поэт стоял около бывшего памятника Екатерине II и рассматривал верхушку столба с вензелем, к нему подошёл неожиданно появившийся откуда-то лохматый беспризорник и попросил на хлеб. Маяковский, медленно шаря по карманам, глухо пробасил: «Продымишь или проиграешь?» – и достал рублёвую бумажку…».
Выступление поэта в кинотеатре «Мон Плезир» прошло с аншлагом, в тот же день Владимир Владимирович выступил и в клубе пединститута. Он читал новые стихи, рассказывал о поездке в Америку, отвечал на вопросы. А «когда он признался, что пишет стихи о Краснодаре, с разных мест понеслось: – Прочтите их, прочтите! – Нет, товарищи, стихотворение только вылупляется…».
Стихотворение «Краснодар» было опубликовано в журнале «Красная нива» (№ 24 за 1926 год) под названием «Собачья глушь»:
Северяне вам наврали
о свирепости февральей:
про метели,
про заносы,
про мороз розовоносый.
Солнце жжет Краснодар,
словно щек краснота.
Красота!
Вымыл все февраль
и вымел —
не февраль,
а прачка,
и гуляет
мостовыми
разная собачка.
Подпрыгивают фоксы —
показывают фокусы.
Кроме лапок,
вся, как вакса,
низко пузом стелется,
волочит
вразвалку
такса
длинненькое тельце.
Бегут,
трусят дворняжечки —
мохнатенькие ляжечки.
Лайка
лает,
взвивши нос,
на прохожих Ванечек;
пес такой
уже не пес,
это —
одуванчик.
Легаши,
сетера́,
мопсики, этцетера́.
Даже
если
пара луж,
в лужах
сотня солнц юли́тся.
Это ж
не собачья глушь,
а собачкина столица.
Позже Владимира Маяковского упрекали, что, дескать, «не о собаках надо было писать, а о кубанской пшенице». В связи с этим журналист Леонид Ленч пояснял: «…очаровательно шутливое стихотворение Маяковского о Краснодаре показывает редкую его наблюдательность. В Краснодаре действительно было очень много собак. Собаки были разные и хорошие. Весь город знал сенбернара доктора П., который, сенбернар, важно ходил по городу, по-хозяйски заглядывая в магазины, учреждения и даже театры во время спектаклей. Маяковский любил собак и заметил эту краснодарскую особенность».
В стихах «вождя левого фронта искусств» (так называла поэта газета «Красное знамя»), есть и другая точная деталь – солнце. Давно ушёл в историю 1926 год, а яркий февральский день его живёт в строках стихотворения «Краснодар».
В музее имени Е.Д. Фелицына прошла содержательная встреча исследователей, преподавателей и студентов, посвящённая героическим страницам…
В музее имени Е. Д. Фелицына состоялось яркое событие в рамках проекта «О людях Кубани…
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…