Михаил Нестеров: жизнь с кистью в руке. Армавирский этап.

“Жил я своим художеством,
и, худо ли, хорошо ли,
прожил жизнь с кистью в руке”
М.В.Нестеров.

К 158-летнию выдающегося русского художника.

 

Михаил Нестеров: жизнь с кистью в руке. Армавирский этап.

 

О жизни и деятельности Михаила Нестерова рассказывает научный сотрудник Армавирского краеведческого музея Хрипченко Алёна Петровна.

«Нестеров Михаил Васильевич (19(31).05.1862 – 18.10.1942) – выдающийся русский художник, академик живописи (с 1898 года), кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1942 года). Родился в купеческой семье в городе Уфе, здесь же провёл детство. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1886 гг.) у В.Г. Перова и И.М. Прянишникова, в Академии художеств в Петербурге (1880-1882 гг.). Нестеров ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Первые произведения М.В. Нестерова написаны в бытовом жанре передвижников под влиянием Перова: «Домашний арест», «Знаток». Позже Нестеров переходит к историческим и историко-религиозным темам. Наиболее известными являются картины «Пустынник» и «Видению отроку Варфоломею». Последнее произведение стало сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И, действительно, две картины Нестерова куплены Третьяковым – “Пустынник” и “Видение отроку Варфоломею”. Эти работы обеспечили узнаваемость художника, его отличность от художников-современников. Его творчество всегда воспринималось неоднозначно. Одни подсмеивались над тем, что Нестеров «все монахов пишет», другие – в том числе Суриков, Поленов, Васнецов, Куинджи, вставали на его защиту, отстаивая его право на свою тему. И хотя в советское время Нестеров приобрел известность, как портретист, самые значимые его произведения были посвящены теме пути к Богу.

В продолжении этой темы была написана картина “Сергий Радонежский”.

Когда свершилась революция, Нестерову было 55 лет, он находился в Москве в доме князя Щербатова, где художник снимал помещение под мастерскую. Дом был занят Реввоенсоветом, и эскизы, этюды, готовые работы были свалены в жилом помещении Нестерова.

К этому времени Нестеров был дважды женат. Первая жена художника – Мария Мартыновская; в браке родилась дочь Ольга, однако спустя сутки после родов молодая мать умерла. Свою вторую супругу Екатерину Васильеву (1879-1955), он встретил в Киеве, где расписывал вместе с Михаилом Врубелем, Василием Васнецовым и братьями Сведомскими Владимирский собор. Графиня Коновницына, начальница Института благородных девиц, где воспитывалась его дочь Ольга, попросила живописца показать работы одной из классных дам. Екатерина Петровна стала спутницей Нестерова на 40 лет – до его смерти: позировала вместе с дочерью Натальей и сыном Алексеем для икон и росписей в Марфо-Мариинской обители, портретов.

Спасаясь от полыхающей Гражданской войны, в 1918 году Нестеровы отправились на Кавказ. Армавир должен был стать транзитной станцией, однако Михаил Васильевич заболел тифом, а дальше смута пришла и в тихий провинциальный городок, отдалив отъезд семьи до 1921 года, когда на Кубани установилась советская власть.  В Армавире жил брат его жены Юрий Петрович Васильев, который работал юрисконсультом Благодарненской ветки Армавир-Туапсинской железной дороги. В эти два года власть в Армавире менялась трижды, деньги почти кончились, Михаил Васильевич тяжело шел на поправку, работал мало. В Армавире он создал несколько портретных этюдов дочери Натальи и сына Алексея, этюды к работам «Пророк» и «Страстная Седница», несколько пейзажных этюдов с изображением моря. Три из них – «Вид на корабль», «Море», «Вид на особняк» – хранятся в Армавирском краеведческом музее. К работам, написанным в Армавире, относятся также картины «Одинокая», «Благовест». Чтобы прокормить семью, Екатерина Петровна давала уроки, потом пошла служить в школу.

Среди картин Нестерова есть несколько полотен, связанных между собой образом запечатленного на них армавирского священника Леонида Федоровича Дмитриевского, с которым он познакомился в Армавире в 1918 году.

Дом, в котором жил Нестеров в Армавире (ул. Розы Люксембург, 253), находился недалеко от дома отца Леонида, служившего тогда в Николаевской церкви. Тёплое участие и духовная поддержка со стороны отца Леонида помогали художнику пережить это сложное время.

«Леонид Федорович привлек меня своей тонкой душевной организацией и выразительной внешностью… ликом русского Христа». Здесь, в Армавире, художник создает несколько портретных этюдов, написанных с отца Леонида. (Нестеров М. Мемуары «Давние дни»).

После отъезда Нестерова из Армавира его отношения с отцом Леонидом продолжились в переписке.

Единственная встреча Леонида Федоровича и Михаила Васильевича после расставания в Армавире случилась в Москве – в квартире художника на Сивцевом Вражке, где отец Леонид останавливался на одну ночь на обратном пути из ссылки. Приехав к Нестерову под покровом темноты, избегая людных мест, пряча, по возможности, от посторонних взглядов свою бороду, дававшую повод для подозрений, отец Леонид покинул квартиру художника засветло.

В настоящее время из картин М.В. Нестерова с изображением отца Леонида можно увидеть лишь «Страстную Седмицу» в Церковно-археологическом кабинете Духовной Академии (Сергиев Посад). Остальные хранятся в запасниках музеев и частных коллекциях.

Для советского периода творчества Нестерова характерна работа в жанре портрета, в котором он достиг вершин мастерства. Им создан ряд портретов выдающихся представителей русской и советской науки и культуры : П.Д. Корина, С.С. Юдина, И.П. Павлова, И.Д. Шадра, В.И. Мухиной. Последняя работа художника – небольшая картина «Осень в деревне», 1942 г. Известны литературные труды М.В. Нестерова: статьи, заметки, книга «Давние дни», 1940 г.

Сегодня сотрудники Армавирского краеведческого музея гордятся тем, что М.В. Нестеров жил и трудился в Армавире. Его этюды бережно хранятся в музейных фондах и нередко используются в экспозиционно- выставочной работе».

Фото:

  1. Фото М.В. Нестерова
  2. Портрет М.В. Нестерова.
  3. Картина М.В. Нестерова «Видению отроку Варфоломею», 1889-1890 гг.
  4. Картина М.В. Нестерова «Страстная Седница»-1919-1933 гг.
Admin

Recent Posts

«Без грифа секретно»

В музее имени Е.Д. Фелицына прошло мероприяти в рамках краевого патриотического образовательно-просветительского проекта «С Россией…

3 часа ago

Вдохновляющий юбилей: 65 лет Марине Рафаэлевне Струговой –историка и научного деятеля Краснодарского края

Сегодня, 17 декабря, мы отмечаем 65-летие Марины Рафаэлевны Струговой, кандидата исторических наук и ветерана отрасли…

1 день ago

Продолжаем изучать историю Кубани в музее имени Фелицына

Публичные лекции прошли в музее имени Фелицына «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ. Сравнительный анализ» На…

3 дня ago

С ЮБИЛЕЕМ!

14 декабря свой 75-летний юбилей отмечает Заслуженный работник культуры России Фарида Шайдулловна Щепелева. Фарида Шайдулловна…

4 дня ago

Публичные лекции в музее имени Е.Д. Фелицына

«Политические партии на территории Кубани и Черномория в начале XX вв.» На лекции поговорили о…

6 дней ago

В музее имени Фелицына прошли мероприятия ко Дню конституции

Так, в зале «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска» состоялась публичная лекция «Конституции СССР и…

6 дней ago