Музыкальное и театральное искусство эпохи Екатерины Великой

В музее Фелицына продолжает работу выставка Музеев Московского Кремля “Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века”. Сегодня мы коснёмся темы музыкального и театрального искусства времен Екатерины II…

Русское музыкальное искусство последней трети XVIII века по праву названной “золотым веком” российской истории. Это был период царствования Екатерины II (1762 — 1796), отмеченный становлением политического могущества – России, закрепившей за собой статус великой державы.

Эпоха Екатерины Великой отмечена особенно активной интеграцией отечественной музыкальной культуры в европейское художественное пространство: русские музыканты активно осваивали общеевропейский классицистский язык, а работавшие в России иностранные мастера проявляли интерес к самобытности русской народной музыки. Главной областью, в которой происходил процесс становления отечественной композиторской школы, характеризующийся выработкой национального музыкального языка на основе стилистического сплава русских и ассимилированных западноевропейских традиций, стал музыкальный театр.

Его роль в русской культуре последней трети XVIII века и особенно в жизни императорского двора была огромной. В театрализованном виде представала любая, даже самая незначительная придворная церемония. В этот период, ознаменованный пиком культуры Просвещения и становлением музыкального классицизма, происходит расцвет придворного театра. Императрица стремилась вывести Санкт-Петербург на уровень европейских столиц – законодательниц художественного вкуса. На содержание музыкального театра при дворе, поражавшего современников своим великолепием, затрачивались огромные материальные средства. В соответствии с эстетическими установками эпохи по пышности придворных театральных представлений судили о богатстве и могуществе государства. Таким образом, музыкальные спектакли при дворе представляли собой не только одну из форм досуга императрицы и ее вельможного окружения. Часто они репрезентировали общественно-политическую и культурную ситуацию своего времени.

 

Большое влияние на просвещенную российскую монархиню имели взгляды Вольтера, писавшего о театре: “Ничто не оживляет так общество, не сообщает большего изящества телу и уму, не формирует так вкус, не облагораживает нравов” (гщт. по: Розанов, 1970; с. 15). В таком ключе воспринимала театральное искусство и Екатерина, включив его в сферу своей политической и государственной деятельности.

 

Российская императрица проявила особый художественный интерес именно к музыкальному театру. Она влияла на его репертуарную политику, участвовала в административной организации, инициировала строительство новых театральных зданий.

 

Текст подготовлен по материалам диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02 кандидата искусствоведения Семёновой Юлии Сергеевны на тему “Музыкально-театральная деятельность Екатерины II”

 

На изображении:

Эрмитажный театр, Санкт-Петербург

 

Выставка организована при благотворительной поддержке Акционерного общества “Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р”

 

Admin

Recent Posts

Уважаемые посетители!

Просим Вас оценить работу нашей организации, пройдя по ссылке: Министерство культуры Российской Федерации приглашает Вас…

3 дня ago

Публичные лекции в музее им.Фелицына

«Геометрия природы»На лекции участники узнали о формах кристаллов различных минералов, которые образуются в природе, понять…

7 дней ago

«Без грифа секретно»

В музее имени Е.Д. Фелицына прошло мероприяти в рамках краевого патриотического образовательно-просветительского проекта «С Россией…

1 неделя ago

Вдохновляющий юбилей: 65 лет Марине Рафаэлевне Струговой –историка и научного деятеля Краснодарского края

Сегодня, 17 декабря, мы отмечаем 65-летие Марины Рафаэлевны Струговой, кандидата исторических наук и ветерана отрасли…

1 неделя ago

Продолжаем изучать историю Кубани в музее имени Фелицына

Публичные лекции прошли в музее имени Фелицына «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ. Сравнительный анализ» На…

2 недели ago