В музее Фелицына продолжает работу выставка Музеев Московского Кремля «Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века». Сегодня мы коснёмся темы музыкального и театрального искусства времен Екатерины II…
Русское музыкальное искусство последней трети XVIII века по праву названной «золотым веком» российской истории. Это был период царствования Екатерины II (1762 — 1796), отмеченный становлением политического могущества — России, закрепившей за собой статус великой державы.
Эпоха Екатерины Великой отмечена особенно активной интеграцией отечественной музыкальной культуры в европейское художественное пространство: русские музыканты активно осваивали общеевропейский классицистский язык, а работавшие в России иностранные мастера проявляли интерес к самобытности русской народной музыки. Главной областью, в которой происходил процесс становления отечественной композиторской школы, характеризующийся выработкой национального музыкального языка на основе стилистического сплава русских и ассимилированных западноевропейских традиций, стал музыкальный театр.
Его роль в русской культуре последней трети XVIII века и особенно в жизни императорского двора была огромной. В театрализованном виде представала любая, даже самая незначительная придворная церемония. В этот период, ознаменованный пиком культуры Просвещения и становлением музыкального классицизма, происходит расцвет придворного театра. Императрица стремилась вывести Санкт-Петербург на уровень европейских столиц — законодательниц художественного вкуса. На содержание музыкального театра при дворе, поражавшего современников своим великолепием, затрачивались огромные материальные средства. В соответствии с эстетическими установками эпохи по пышности придворных театральных представлений судили о богатстве и могуществе государства. Таким образом, музыкальные спектакли при дворе представляли собой не только одну из форм досуга императрицы и ее вельможного окружения. Часто они репрезентировали общественно-политическую и культурную ситуацию своего времени.
Большое влияние на просвещенную российскую монархиню имели взгляды Вольтера, писавшего о театре: «Ничто не оживляет так общество, не сообщает большего изящества телу и уму, не формирует так вкус, не облагораживает нравов» (гщт. по: Розанов, 1970; с. 15). В таком ключе воспринимала театральное искусство и Екатерина, включив его в сферу своей политической и государственной деятельности.
Российская императрица проявила особый художественный интерес именно к музыкальному театру. Она влияла на его репертуарную политику, участвовала в административной организации, инициировала строительство новых театральных зданий.
Текст подготовлен по материалам диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02 кандидата искусствоведения Семёновой Юлии Сергеевны на тему «Музыкально-театральная деятельность Екатерины II»
На изображении:
Эрмитажный театр, Санкт-Петербург
Выставка организована при благотворительной поддержке Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р»
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…
Осень в музее имени Фелицына стала по-настоящему насыщенной, тёплой и вдохновляющей. Мы собрали самые запоминающиеся…
Дорогие мамы!Музей имени Е.Д. Фелицына сердечно поздравляет вас с самым тёплым и светлым праздником —…