Наследие Луиджи Гальвани: в музее рассказали, как делают копии экспонатов

12 декабря в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына состоялся заключительный мастер-класс из цикла «Собери историю своими руками», посвященный производственной реставрации изделий из драгоценных металлов. Для студентов Краснодарского государственного института культуры и Краснодарского художественного училища его провел почетный член Российской академии художеств, член Союза художников России Михаил Скворцов.

Для начала он пояснил, в чем отличие производственной реставрации. Как известно, далеко не все экспонаты покидают музейные хранилища, что обусловлено рядом причин – от высокой ценности объекта до невозможности обеспечить для него необходимые условия хранения. Как же музейщики выходят из положения во время выездных выставок? Ответ прост: реставраторы изготавливают высококачественные копии, которые невооруженным взглядом от оригинала не отличишь. Именно такой работой и занимается Михаил Скворцов.

Существует два основных метода производственной реставрации: литье по управляемой модели и сравнительно новый – гальванопластика. Что касается последнего, то им художники-реставраторы обязаны итальянскому врачу и физику Луиджи Гальвани, который одним из первых описал электрические явления (знаменитый опыт с препарированными лягушками, которые вдруг начинали дергать лапками). Позже этот принцип объяснил Алессандро Вольта – так возникла гальваническая батарея, без которой не были бы изобретены ни радио, ни телевидение.

Применяя метод гальванопластики (изобретен русским ученым Борисом Якоби), реставраторы сначала изготавливают слепок экспоната из силикона, а затем переносят его на жесткую металлическую форму. В процессе литья по управляемой модели также сначала изготавливается слепок (резиновый, а затем восковой), и в форму льют расплавленный металл.

Оба способа очень трудоемкие и требуют специального оборудования, а фактически мини-лабораторию, где, например, должна находиться печь, разогревающаяся до 300 градусов. Понятно, что в условиях мастер-класса организовать такую лабораторию в музее невозможно, поэтому ребятам показали видео из мастерской Михаила Скворцова и готовые образцы его работ.

После мастер-класса заведующий отделом археологии Юрий Зеленский прочитал студентам лекцию о сокровищах Тмутаракани, основываясь на экспонатах выставки музея Фелицына «Новые находки из древних погребений».

Напомним, что мастер-классы по реставрации музейных экспонатов проходили в музее Фелицына в рамках экспозиции «Новые находки из древних погребений», где собраны уникальные артефакты, найденные во время строительства Крымского моста.

 

Admin

Recent Posts

Музеи России объединяют усилия для реализации уникальной экспозиции «Путь к Победе»

Генеральный директор музея-заповедника имени Фелицына Екатерина Супрунова приняла участие в видеоконференции с генеральным директором музея…

9 часов ago

Во Краснодаре стартовала патриотическая акция «Новогодняя открытка солдату».

Краевая профсоюзная детская творческая акция "Новогодняя открытка солдату" проводится Краснодарским краевым профобъединением в поддержку российский…

9 часов ago

Краснодарцы продолжают передавать музею им.Фелицына советские монеты

Заместитель директора по производству Северо-Кавказского ПТУС АО Связьтранснефть Николай Иванович Лопатченко вместе со своим помощником…

14 часов ago

Алла Фёдоровна Ачкасова

С глубоким прискорбием сообщаем, что сегодня после продолжительной болезни ушла из жизни Заслуженный работник культуры…

2 дня ago

Всероссийский экологический диктант

С 25 ноября по 8 декабря 2024 года пройдёт шестой Всероссийский экологический диктант – ежегодный…

4 дня ago

«Есть такая профессия — Родину защищать…»

В музее имени Фелицына состоялось большое патриотическое мероприятие с участием подростково-молодежного клуба «Авангард». Для ребят…

5 дней ago