«Новые лица солдат».

Сегодня в рубрике «экспонат дня», мы расскажем вам о масках ветеранов первой мировой войны.

Противостояние стран Четверного союза и стран Антанты унесло жизни более 10 млн. солдат и около 12 млн. мирных жителей. Ранения и увечья получило 55 млн. человек.

Уже в первые месяцы войны с фронта возвращались солдаты, чьи лица были обезображены в ходе военных действий. Обожженные или срезанные осколками снарядов лица солдат с раздробленными челюстями, пустыми глазницами, отсутствовавшими губами и носами приводили окружающих в оцепенение и ужас от увиденного. Пластические хирурги разрабатывали сотни новаторских техник челюстно-лицевой хирургии и методов пересадки тканей. Но, все же, во времена, когда антибиотиков еще не существовало, пересаженные ткани часто отторгались, что приводило к сепсису, а в качестве обезболивающего применялся опиум, нужен был альтернативный вариант. Такой вариант предложил Фрэнсис Дервинт Вуд – скульптор, профессор лондонской Королевской академии художеств. Он стал изготавливать специальные маски-накладки, которые должны были скрывать изуродованные участки лица. Маски из гальванизированной меди, покрытой эмалью и выкрашенные под цвет кожи и с чертами лица пациента, способствовали социальной адаптации вернувшихся с фронта. Британский скульптор начал свою работу в марте 1916 года, взяв под свое руководство отделение в одном из лондонских госпиталей, которое у пациентов и их родственников получило название «Магазин оловянных носов».

Фрэнсис Дервент Вуд был не одинок в желании помочь ветеранам войны. Американка Анна Коулман Лэдд, вдохновленная работой британского скульптора, в 1917 году начала работу над подобными масками-протезами в своей парижской студии.

Под патронажем Красного Креста Лэдд создала две сотни уникальных масок, каждая из которых была специально подогнана под отдельного человека. Пионер в своей области, женщина буквально вытащила две сотни своих пациентов из глубин отчаяния. Не зря позже работу Анны отметили французским Орденом почетного легиона и сербским Орденом Святого Саввы!

Несмотря на свою значимость, работа Анны Лэдд и Фрэнсиса Вуда была недолгой. Уже к 1919 году обе студии были закрыты. Известно, что в Париже было изготовлено 185 масок, в Лондоне – немного больше. Но даже за этот недолгий срок маски-протезы помогли нескольким сотням молодых солдат вернуться в мирную жизнь. Как говорил Вуд: «Внешность больше не источник меланхолии для пациентов или печали для родственников и друзей».

 

Admin

Recent Posts

Новогодняя сказка в музее имени Е. Д. Фелицына 

Смех детей, огоньки на нарядной ёлке, шорох старинных интерьеров и ощущение настоящего чуда — так…

4 дня ago

180 лет открытий: Русское географическое общество в музее имени Фелицына

В 2025 году Русское географическое общество отмечает 180 лет со дня основания. В честь этого…

5 дней ago

Геологическое путешествие по Кавказу в музее имени Фелицына

В музее имени Фелицына прошла авторская экскурсия главного научного сотрудника отдела природы Оксаны Крицкой «От океана Тетис…

5 дней ago

Приглашаем к участию во втором сезоне конкурса современного плакатного искусства имени Героя России Сергея Ефремова «Время смыслов» 

Конкурс «Время смыслов» стал первой оценкой кадрового потенциала в области плакатного искусства среди любителей, художников…

1 неделя ago

Генеральный директор музея Екатерина Супрунова представила доклад на совещании Национального туристического проекта «Императорский маршрут»

Генеральный директор музея имени Фелицына Екатерина Супрунова приняла участие в рабочем совещании регионов-участников Национального туристического…

1 неделя ago

Поздравляем с победой в краевом конкурсе «Жизнь моя – культура»!

В Краснодарской филармонии имени Г. Ф. Пономаренко подвели итоги краевого конкурса профессионального мастерства работников культуры,…

1 неделя ago