Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Сегодня в России отмечают День железнодорожника

День железнодорожника в России берёт начало ещё в позапрошлом веке.

28 июня 1896 года был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Дату приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта. Праздник был выходным днем.

Новый праздничный день стал первым профессиональным праздником сотрудников железнодорожного транспорта не только в Российской империи, но и в Европе.

С приходом советской власти все торжества во славу свергнутой монархии ликвидировали. В 1936 году традиция была возобновлена. Проводить мероприятия назначили на 30 число июля месяца, а в 1940 – перенесены на первое воскресенье августа.

Для Кубани это не просто дата. Многие города Краснодарского края начинались с железнодорожных станций. Именно строительство Северо-Кавказской железной дороги дало толчок к бурному росту и развитию молодого региона.

Музеи Кубани помнят и хранят документальные и вещественные приметы той далекой поры.

В Кропоткинском городском музее готовится открытие нового раздела экспозиции «Станция Кавказская (1874-1913гг)».

Предварительно была проведена большая научно-исследовательская работа по изучению архивных справок и документов. Из фонда музея для экспонирования в разделе были переданы черно-белые фотографии работников ст. Кавказская 1903-1905 годов, удостоверение, паспортная книжка и фото первого машиниста станции Павла Ильича Попова, книга «Железнодорожное дело. Руководство для артельных старост и дорожных мастеров» и «Катехизис железнодорожного машиниста, его помощника и монтера паровозного депо» 1909г.

За помощью в построении экспозиционного раздела сотрудники музея обратились к директору музея Локомотивного депо Юрию Михайловичу Бондаренко, который предложил богатый документальный, справочный и литературный материал по истории развития станции Кавказская.

Из музея Локомотивного депо на временное хранение в Кропоткинский музей был передан сигнальный буферный фонарь паровоза начала ХХ века. Фонарь стал одним из центральных экспонатов в экспозиции «Станция Кавказская (1874-1913гг.)».

В нынешнем году депутатом Армавирской городской думы Алексеем Васильевичем Штаничевым в дар Армавирскому краеведческому музею была передана печка-буржуйка 1950-х гг., предназначенная для установки в пассажирских поездах.

В фондах Армавирского краеведческого музея собраны материалы по развитию железнодорожного транспорта в районе города Армавира.

По дореволюционному периоду имеются фотоматериалы о строительстве железных дорог, а так же документы железнодорожных служащих, дело инженера-путейца Егора Егоровича Строковского.

По периоду 1920-1940 гг. сформированы общие материалы о развитии железнодорожного транспорта, а так же дела по железнодорожным служащим Е.П. Малецеву и М.Д. Кильдишову. Имеются документы по послевоенному периоду и современности.

В фондах музея хранятся атласы и картосхемы железных дорог СССР, современная форма железнодорожника, значки, фонарь, тиски и пломбы. Фонды музея постоянно пополняются.

В Тихорецком историко-краеведческом музее в экспозиции «Развитие Тихорецка на рубеже XIX-XX вв.» представлены уникальные экспонаты, рассказывающие о работе железнодорожной станции. Часть из них относится ко второй половины XIX в.: станционный сигнальный колокол; подлинное расписание движения поездов Владикавказской железной дороги через станцию Тихорецкая; карта Европейской России с обозначением путей сообщения; компостер; коллекция железнодорожных инструментов; сигнальные фонари; сундучок машиниста.

Важное место в экспозиции отведено Борису Николаевичу Акимову, инженеру путей сообщения ж.-д. станции Тихорецкая, общественному деятелю. При его участии построен в 1902 году один из первых на Владикавказской железной дороге клуб железнодорожников станции Тихорецкая, в настоящее время — клуб им. Меньшикова, в стенах которого располагается «Тихорецкий историко-краеведческий музей».

В 1907 году Б.Н. Акимовым было открыто 2-классное женское училище. Он был почетным блюстителем мужского железнодорожного училища, председателем попечительства по постройке Николаевской церкви, открытой 28 декабря 1908 г.

Акимов стал инициатором создания мужской гимназии, из-за противодействия властей открытой как Тихорецкое мужское коммерческое училище 3 октября 1910 г. За время его деятельности в училище было установлено несколько стипендий для бедных одарённых учеников, после отставки Акимова была учреждена его именная стипендия.

Нельзя не вспомнить об одном из главных героев праздника в Тихорецке.  паровоз-памятник, открытый 8 мая 1975г. к 30-летию Победы.

В мае нынешнего года во время открытия 12 Краевого музейного фестиваля все яркое эмоциональное действо, вся театрализованная история была построена вокруг заслуженного паровоза-памятника.

Построенный в сентябре 1935 года на знаменитом Харьковском локомотивостроительном заводе имени Коминтерна, в годы ВОВ этот локомотив вошел в специальное формирование-колонну паровозов особого назначения. Он возил на фронт маршевые пополнения, боевую технику, боеприпасы и горючее.

После того как над Рейхстагом было поднято знамя Победы, 10 мая 1945 года одним из двух грузовых паровозов, вошедших первыми в поверженный Берлин, был СО 17-12.

После войны паровоз обслуживал пассажирские перевозки на участке Брест-Варшава-Берлин. Позже имел приписку в локомотивном депо Москва-сортировочная, в городе Ростове-на-Дону. А сейчас паровоз-воин, паровоз-труженик обрел свое бессмертие, став на пьедестал почета в славном городе Тихорецке.