Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Урок-экскурсия «Поэзия народного костюма» в Лазоревском этнографическом музее

27 февраля 2020г. в рамках реализации проекта «Культурный норматив школьника» в этнографическом музее в п. Лазаревское, отделе музея истории города-курорта Сочи прошел урок-экскурсия «Поэзия народного костюма». В музейном мероприятии приняли участие ребята из 3 «В» класса школы №80.

В экспозиции этнографического музея можно увидеть и услышать много интересного, но самыми яркими музейными комплексами являются витрины, в которых представлены народные костюмы адыгов, русских, элементы костюмов амшенских армян и понтийских греков. Богатый фотоматериал позволяет познакомиться с костюмами украинцев, белорусов и других переселенцев, прибывших на Черноморское побережье Кавказа в конце ХIХ века.

Школьники с интересом познакомились с дополнительными фондовыми экспонатами: мужская рубаха украинцев и подшитая обувь ручной работы, которая имела широкое распространение в первой половине ХХ века.

Ребята узнали, какие функции выполняла одежда у разных народов в древности; как климат, география местности, хозяйственный уклад и основные занятия населения тех или территорий формировали народный костюм. Разобрались, почему русская мужская рубаха называется «косовороткой» и как ее отличить от украинской рубахи. На примере женского костюма, характерного для Полтавской губернии, ребята проследили, как стала меняться народная одежда в конце ХIХ – начале ХХ века.

Отдельная интересная тема – формирование украшений на одежде, их расположение, учились читать орнамент. Вышитый золотыми нитями или выложенный бисером и жемчугом орнамент, имел не только эстетическое значение, но и выполнял обереговую функцию.

Школьники узнали, кто назвал мужской адыгский костюм черкеской, и почему эта одежда стала такой популярной не только на Кавказе, но и у представителей Российского Императорского двора. В походе из бурки делали теплый шалаш или уютный «спальный мешок».

Внимательные и увлеченные темой школьники, переходили из зала в зал, от одной витрины к другой, совершая для себя новые открытия.

В конце урока-экскурсии дети вспомнили пословицы и поговорки об одежде и внешнем виде человека. Как выяснилось, абсолютно все народы «встречали по одежке», а вот провожали «по уму».

Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей того или иного народа, и увидеть это уникальное культурное явление своими глазами можно и нужно в музее.