На выставке показаны самые уникальные экземпляры коллекции «космических» экспонатов музея Фелицына, рассказывающие об истории освоения космоса.
Сергей Павлович Королев (1907–66) – академик АН СССР, основоположник практической космонавтики. В 1946–66 – главный конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем: ракет-кораблей «Спутник», «Восток», ИСЗ, летательных кораблей «Восток», «Восход», автоматических меж-планетных станций Открытка с автографом Ю.А. Гагарина. Медали юбилейные в честь 50-летия полета Ю.А. Гагарина more
Р-7 – первая в мире двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяемой головной частью массой 3 т и дальностью полета 8 тыс. кмmore
Сувенир «От ядра до ракеты». Подарок конструктору артиллерийских пушек В. Грабину от курсантов Коломенского артиллерийского училища. 1970 Демонстрирует эволюцию артиллерийского снаряда от пушечного ядра к современным баллистическим ракетам дальнего действия, давших возможность выводить космические летательные аппараты на орбиту Земли.more
В ходе 211-суточного полета экипаж А.Н. Березового – В.В. Лебедева провел 300 экспериментов, отснял 20 тысяч снимков поверхности Земли. Впервые в невесомости методом электрофореза (установка «Корунд») биологические вещества разделены на сверхчистые составные части. Впервые связь с кораблем осуществлялась по схеме: экипаж – спутник связи «Радуга» – судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский» (Южная Атлантика) – ЦУП Экипаж корабля «Союз-Т-5,7» и орбитальной станции «Салют-7» (13.05. –10.12.1982): Анатолий Николаевич Березовой (справа) – командир корабля, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, уроженец поселка Энем ААО. Слева – бортинженер, Герой Советского Союза Валентин Витальевич Лебедев «Ключ на старт» с автографом космонавта на ленте. 1982 Анатолий Березовой у родного дома. Энем. 1982 Книжка учета прыжков парашютиста ВВС А.Н. Березового от 10 мая 1969 Авиационный шлем и фуражка А.Н. Березовогоmore
"Буран" - орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы - создавался в СССР с 1976г. в рамках программы "Энергия - Буран" для выведения на орбиту, обслуживания и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. 70 министерств и ведомств, 1286 предприятий (более 1 млн человек) участвовали в ее создании. Единственный космический полет "Буран" совершил 15 ноября 1988г. в автоматическом режиме без экипажа на борту.more
Планшет летчика-испытателя А.В. Щукина с борта экспериментального космического корабля «Буран»
А.И. ЩУКИН – КОСМОНАВТ-ИСПЫТАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «БУРАН» Пашковская – «звездное» место в Краснодаре, родина двух кубанских кос-монавтов – А.В. Щукина (1946–88) и Героя РФ Г.И. Падалка. Космонавт-испытатель, летчик-испытатель первого класса, майор Алек-сандр Владимирович Щукин родился 19 января 1946 г. в г. Вена (Австрия) в семье военнослужащего. После война родители Щукина поселились в Краснодаре. В 1964 г. Александр закончил сш. № 60 г. Краснодара (ул. Фадеева, 3/23, на фасаде школы – мемориальная доска, посвященная А.В. Щукину, а в школьном музее – комплекс материалов). Был призван в ряды Советской Армии. В 1966–70 гг. – курсант Качинского ВВАУЛ (Высшего военного авиационного училища летчиков). В 1970–76 гг. – служба военного летчика в Германии. Как только представился случай поступить в школу летчиков-испытателей, Александр, не колеблясь, бросил все: и неплохо начавшуюся военную карьеру (у него была должность командира эскадрильи), и возможность поступить в Академию им. Жуковского. Он решил в 29 лет начать все с нуля. Школа летчиков-испытателей – единственное в России, образованное еще в 1947 г. учебное заведение, в котором подготовлено более 600 высококлассных испытателей; 50 выпускникам этой школы присвоено звание Героев Советского Союза. Он в 1976 г. становится вновь курсантом. Он освоил более 50 типов самолетов, имел налет более 3 тысяч часов. В 1976 г., когда работы по программе многоразовой системы «Энергия-Буран» были полностью развернуты и шли полным ходом, возник вопрос о необходимости подготовки космонавтов для испытательных полетов. 12 июля 1977 г. приказом начальника Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова Министерства авиапромышленности была создана группа летчиков-испытателей для специальной подготовки по программе «Буран». В нее вошли: И. Волк, Р. Станкявичюс, А. Левченко, А. Щукин, О. Кононенко. В апреле 1979 г. летчики были направлены на общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, которую закончили в 1980 г. в качестве космонавтов–исследователей. Не было в их рядах уже Олега Кононенко, который погиб в авиакатастрофе в Южно-Китайском море. 12 февраля 1982 г. А.А. Щукину была присвоена квалификация «космо-навт-испытатель». По программе подготовки к космическому полету на много-разовом транспортном КК «Буран» он проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете–лаборатории Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Буран». 20 июня 1986 – 3 апреля 1988 Щукин совершил 7 полетов на атмосферном аналоге «Буран» в качестве командира и второго пилота. Внешне аналог ничем не отличался от «Бурана»: та же длина-36,4 м, размах крыльев около24 м, огромный грузовой отсек на 30 т. Известно, что «Буран» не имел самолетных двигателей для полета в атмосфере. Он возвращается на Землю и совершает посадку как планер. Ракетные двигатели «Бурана» работали только в космосе, за пределами атмосферы. Поэтому, чтобы испытать корабль в воздухе, его пришлось оснастить 4 турбореактивными двигателями, которые позволяли аналогу взлетать и совершать посадку как обычные самолеты. 15 ноября 1988 г. в Советском Союзе был осуществлен старт универ-сальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораб-лем многоразового использования «Буран». Это был беспилотный полет. А.В. Щукин – один из тех, кто непосредственно был причастен к этому успеху. Но его уже не было. Он погиб 18 августа 1988 г. при испытании спортивного самолета Су-26 М. Машина не вышла из штопора. Погиб Александр за три дня до воздушного парада, на котором он вместе с Сергеем Тресвятским должен был сделать два прохода на Су-27 в строю дозаправки с Ил-76, а затем парный пилотаж. Летчики долго решали: проводить ли парад, лететь или не лететь. Решили лететь. Но в строю дозаправки, слева от Ил-76, место Щукина оставалось незанятым. Горе близких и друзей летчика стало скорбью десятков тысяч собравшихся зрителей. Похоронен в Жуковском.more
Григорий Яковлевич Бахчиванджи (1909–43) – летчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза. 15 мая 1942 г. провел испытания первого реактивного самолета БИ-1. Полет отважного летчика открыл путь не только реактивной авиации, но и приблизил нас к звездам. Г.Я. Бахчиванджи родился в ст. Бриньковской на Кубани 20 февраля 1909 г. До 1925 г. он жил с отцом, Яковом Ивановичем, работавшим слесарем-механиком на Мариупольском заводе. Григорий учился в школе Приморско-Ахтарска. В 1925–31 гг. он работал помощником машиниста, а затем слесарем на Мариупольском заводе. В 1931 г. Григорий Яковлевич был призван в ряды Красной Армии. Затем молодой боец окончил полковую школу, а в 1933 г. – школу техников по вооружению. Тогда же начал учебу в школе военных летчиков. Учеба в военной школе летчиков совпала с легендарной эпопеей челюскинцев, высадкой научной экспедицией на северном полюсе. После окончания школы Бахчиванджи был направлен летчиком в научно-исследовательский институт ВВС. Он провел большую и ответственную работу по испытанию высотных истребителей, совершал в день по несколько испытательных полетов в стратосферу. С 27 июня 1941 г. Бахчиванджи – на фронте. Командовал звеном, затем эскадрильей истребительного авиационного полка особого назначения ВВС Красной Армии. За небольшой отрезок времени Григорий Яковлевич сделал 65 боевых вылетов, на скоростном отечественном истребителе «МИГ-3» с мощным мотором конструкции А.А. Микулина лично сбил 5 фашистских самоле-тов. С большим опытом Григорий вернулся с фронта, чтобы продолжить испытывать новые самолеты. more
Макет первого искусственного спутника Земли. 4 октября 1957 с запуском первого искусственного спутника началась космическая эра человечества. more
Советский конструктор В.Ф. Болховитинов создал новый тип реактивного самолета, а сердце для него – жидкостный реактивный двигатель сконструировали Л.С. Душкин и А.М Исаев. Взлететь на первом реактивном самолете суждено было Бахчиванджи. Летчик-испытатель был направлен на завод, где приступил к изучению чертежей, конструкций самолета с новым типом двигателя. Наступил долгожданный день 15 мая 1942 г. На аэродроме собралось много людей, причастных к созданию самолета. Ровно в 19 часов Бахчиванджи включил рычаг запуска двигателя. В это время наблюдавшие увидели мощную огненную струю, вырвавшуюся из хвостовой части, огромную скорость нового самолета (800 кмч. В то время предельная скорость авиации составляла 600 кмч). Все расчеты подтвердились. Самолет БИ-1 был по существу крылатой пилотируемой крылатой ракетой, первый полет стал предшественником заме-чательных подвигов космонавтов. 27 марта 1943 г. при испытании самолета Бахчиванджи погиб. Возле поселка Кольцово под Екатеринбургом он похоронен. Одна из вершин Западного Памира (5150 м) названа его именем. В 1982 г. на площади Героя открыт памятник Г.Я. Бахчиванджи в ст. Бриньковской. На высоком пьедестале стоит величавая, выполненная в металле фигура летчика Г.Я. Бахчиванджи. По обе стороны от него два самолета. Один из них – совсем маленький «БИ-1». Его изготовили рабочие подмосковного Дубно. На борту его – 7 звездочек. Ровно столько, сколько поднимал его летчик в небо. Второй самолет – современный боевой истребитель. more
Блюдо из фарфора. Лунный пейзаж. Автор Л.Н. Павлова
Копия конверта первого письма К.Э. Циолковского А.Т. Улугбекову Он, будучи учеником школы № 8 г. Краснодара, организовал в Краснодарском доме пионеров в 1931 астрономический кружок, самостоятельно сделал телескоп с увеличением до 115 раз. 17 июля 1936 г. Улугбеков был руководителем экспедиции Дворца пионеров по наблюдению солнечного затмения, результаты которой были опубликованы в Бюллетене Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Увлеченный космическими идеями юноша осуществил свою мечту – закончил механико-математический факультет МГУ, стал инженером, членом комитета Космонавтики, участником всех теоретических чтений им. К.Э. Циолковского.more
Герман Степанович Титов (1935–2000) – летчик-космонавт СССР № 2, Герой Советского Союза Адриян Григорьевич Николаев (1929–2004) – летчик-космонавт СССР № 3, дважды Герой Советского Союза (1962, 1970)more
Единственный в России Бирюлевский экспериментальный завод (Московская область) занимается производством специального питания для космонавтов. Из кубанской пшеницы твердых сортов выпекают космический хлеб , а приморско -ахтарские яблоки сорта «Семеренко», кубанские мед украшают стол космонавтов на космической орбите.more
Образцы питания космонавтов. 2000, 2020
Идеи освоения космоса начали проникать на Кубань еще в 1920-е годы. К.Э. Циолковский, основоположник советской космонавтики, издавал свои книги по теории воздухоплавания, аэродинамики в Калуге и рассылал их по всей стране любознательным корреспондентамmore
Г.И. Падалка в открытом космосе
Вымпел. Международный космический полет 20 февраля 1999. «Союз ТМ-29». Виктор Михайлович Афанасьев, Жан-Пьер Эньере (Франция), Иван Белла (Словакия) 27-я долговременная экспедиция на станции «Мир». Белла — первый космонавт из Словакии. Белла вернулся на Землю на «Союз ТМ-28». Афанасьев, Эньере и Авдеев покинули станцию «Мир» и вернулись на Землю 28 августа. На этом фактически закончилась космическая эпопея станции «Мир». Станция «Мир» обезлюдела. Почти 10 лет, с 8 сентября 1989 года, сменяя друг друга на станции «Мир» всегда были космонавты. По сумме трёх полётов, Авдеев становится рекордсменом — 17942 ч 12 м (747 дней 14 с 12 м). «Мир» («Салют-8») – советско-российская орбитальная станция, сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. Находилась на орбите 5511 дней (19.02.1986–23.03.2001). На станции работали 104 космонавта из 12 стран. Проведено 23 тыс. экспериментов. Затоплена в Тихом океанеmore
Служебный модуль «Звезда». Один из модулей Российского сегмента Международной космической станции. Разработчик Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. Запущен 12 июля 2000 года, пристыкован к МКС 26 июля 2000 года. more
Полетные очки Анатолия Березового, сигнальная ракета и капсула с землей родного поселка Энема, которая сопровождала космонавта в 211-суточном полете.more
Виктор Горбатко. Виктор Васильевич. Горбатко родился 3 декабря 1934 г. в поселке «Венцы-Заря» Гулькевического р-на Краснодарского края. В 1952 г. окончил 10 классов сш. № 4 при биофабрике Новокубанского р-на. После окончания в 1956 г. Батайского ВАУЛ им. Серова (Ростовская обл.) служил в авиационных частях Советской Армии в Одесском военном округе, в Молдавии. 1-й космический полет совершил 12–17 октября 1969 г. в качестве инженера-исследователя КК «Союз-7» (вместе с А. Филипченко и В. Волковым) по программе полета трех групповых кораблей «Союз-6»,-7,-8 Стыковка с КК «Союз-8» не была выполнена. 2-й космический полет В.В. Горбатко совершил 7–25 февраля 1977 г. в качестве командира КК «Союз-23» и орбитальной станции «Салют-5» вместе с Ю. Глазковым. 3-й космический полет космонавт совершил 23–31 июля 1980 г. в качестве командира КК «Союз-37» (посадка на КК «Союз-36») по программе посещения долговременной орбитальной станции «Салют-6» вместе с вьетнамским космонавтом Фам Туаном. Советский и вьетнамский космонавты в ходе полета провели ряд медико-биологических проб, которые позволили судить об адаптации к условиям невесомости и прогнозировать состояние здоровья экипажа после возвращения к условиям земного притяжения. Было выполнено дистанционное зондирование Земли с помощью приборов, созданных в Советском Союзе, ГДР, Болгарии.more
Тетрадь В.В. Горбатко, слушателя Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. 1963.
Виктор Горбатко. Дважды Герой Советского Союза (1969, 1977), Герой Труда Вьетнама, орденоносец монгольского ордена Сухэ-Батора. Почетный академик Академии космонавтики (1991), член правления Ассоциации Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы, Президент Общества друзей Монголии (1992). Бронзовый бюст установлен на родине – в поселке Венцы-Заря. В 1969 г. решением Краснодарского горисполкома ему было присвоено звание «Почетный гражданин г. Краснодара» (удостоверение № 1). Кроме того, он почетный гражданин городов: Калуга, Гагарин, Армавир, Батайск, Горячий Ключ, Апшеронск, Тихорецк, Новокубанск, Караганда, Ленинск, Кустанай, Аркалык, Актюбинск, Джезказган и др. городов. Умер в Москве 17 мая 2017 года.more
Тетрадь курсанта А.Н. Березового
Павел Романович Попович (1930–2009) – летчик-космонавт СССР № 4, дважды Герой Совет-ского Союза (1962, 1974) Экипажи кораблей «Союз-4, 5» совершили первую в мире стыковку в космосе 15 января 1969 г.: В.А. Шаталов (командир «Союз-4»), Б.В. Волынов (командир «Союз-5»), А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал-майор. Космический полет совершила 16 июня 1963 на КК «Восток-6» Владимир Михайлович Комаров (1927–67) – летчик-космонавт СССР, дважды Ге-рой Советского Союза. Совершил космические полеты на кораблях «Восход-1» (1964) и «Союз-1» (1967). Погиб при завершении программы полета «Союз-1» Валерий Федорович Быковский (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Совершил три космических полета (1963, 1976, 1978) Константин Петрович Феоктистов (1926–2009) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совершил полет 12–13 октября 1964 на КК «Восход-1». Впервые экипаж состоял из трех человек (В. Комаров и Б. Егоров) Павел Иванович Беляев (1925–70) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совер-шил полет на КК «Восход-2» 18–19 марта 1965 г. с А.А. Леоновым Алексей Архипович Леонов (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Первый человек Земли, совершивший выход в открытый космос 19 марта 1965. Второй полет на КК «Союз-19» по программе «Союз» – «Аполлон» (15–21 июля 1975 г.)more
Павел Романович Попович (1930–2009) – летчик-космонавт СССР № 4, дважды Герой Совет-ского Союза (1962, 1974) Экипажи кораблей «Союз-4, 5» совершили первую в мире стыковку в космосе 15 января 1969 г.: В.А. Шаталов (командир «Союз-4»), Б.В. Волынов (командир «Союз-5»), А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал-майор. Космический полет совершила 16 июня 1963 на КК «Восток-6» Владимир Михайлович Комаров (1927–67) – летчик-космонавт СССР, дважды Ге-рой Советского Союза. Совершил космические полеты на кораблях «Восход-1» (1964) и «Союз-1» (1967). Погиб при завершении программы полета «Союз-1» Валерий Федорович Быковский (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Совершил три космических полета (1963, 1976, 1978) Константин Петрович Феоктистов (1926–2009) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совершил полет 12–13 октября 1964 на КК «Восход-1». Впервые экипаж состоял из трех человек (В. Комаров и Б. Егоров) Павел Иванович Беляев (1925–70) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совер-шил полет на КК «Восход-2» 18–19 марта 1965 г. с А.А. Леоновым Алексей Архипович Леонов (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Первый человек Земли, совершивший выход в открытый космос 19 марта 1965. Второй полет на КК «Союз-19» по программе «Союз» – «Аполлон» (15–21 июля 1975 г.)more
Модель советской орбитальной станции "Салют-7". Изготовлена студентами техникума ЗИП. 1982.
А.Н. Березовой
В.И. СЕВАСТЬЯНОВ – ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СССР, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Виталий Иванович Севастьянов родился 8 июля 1935 г. в г. Красноуральске Свердловской области. В 1945 г. родители переехали в Сочи, где в 1953 г. Виталий окончил сш. № 9 им. Н. Островского с золотой медалью. В 1959 г. окончил Московский авиационный институт. Одновременно с учебой работал по совместительству техником, затем инженером опытно-конструкторского бюро. В 1960–63 гг. – аспирант кафедры МАИ, тогда же читал курс лекций по механике космического полета космонавтам ЦПК (центре подготовки космонавтов), в том числе Ю.А. Гагарину. Первый космический полет совершил 1–19 июня 1970 г в качестве бортинженера КК «Союз-9» вместе с А. Николаевым. Экипаж установил новый мировой рекорд по продолжительности полета – 424 часа! Космонавты выполнили сложную программу научно-технических и медико-биологических исследований. Получили большой объем информации об атмосфере Земли, материковой и водной поверхности. Выполнили фотографирование сумеречного и дневного горизонтов Земли. Второй космический полет В.И. Севастьянов совершил 24 мая–26 июля 1975 г. в качестве бортинженера КК «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» вместе с П. Климуком. Дважды Герой Советского Союза полковник В.И. Севастьянов – действи-тельный член международной академии астронавтики, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и Российской академии есте-ственных наук, является автором более 200 научных публикаций, 6 изобретений и 1 открытия, автором книги «Дневник над облаками» (1977). В 1993–2010 гг. – депутат Госдумы РФ, член комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по внешнеполитическим вопросам. Весь период парламентской деятельности был членом фракции КПРФ. В.И. Севастьянов – почетный гражданин городов: Сочи, Калуги, Красно-уральска, Гагарина, Ленинабада, Нурека, Караганды, Варны (Болгария), Лос-Анжелеса, Хьюстона, Сиэтла, Сан-Франциско (США). (10) Умер в 2010 г. Похоронен в Москве.more
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ – СОЗДАТЕЛЬ ХИМИИ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА Вкладыш диплома доктора технических наук Н.Г. Чернышева На лингвистической гимназии № 36 г. Краснодара – мемориальная доска, на которой написано, что в школе учился Н.Г. Чернышев. Н.Г. Чернышев (1906–53) – один из создателей химии топлива для ракетных двигателей. Инженер-полковник, доктор технических наук, автор более 20 изобретений.more
Первый Кубанский аэрокружок был создан в Краснодаре 23 марта 1923 г. В 1926 на его основе образована группа летчиков-планеристов, в 1934 – Краснодарский аэроклуб Осовиахима. Краснодар в 1920-е гг. называли «городом авиамодельных рекордов»more
Модель опытного ракетного мотора ОРМ 1. 1930-31 гг.
Фото. Митинг «Привет капитану Бахчиванджи - первому летчику, совершившему полет в новое!». 15 мая 1942 г. Копия грамоты Героя Советского Союза Г.Я. Бах-чиванджи от 7 мая 1973 г. Шлем военного летчика, очки летчикаmore
Модель многоступенчатой ракеты-носителя, выполненная из металла отработавшей ступени. Принадлежит Мамаю М.П., ветерану космодрома Байконур, участнику запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году more