Музей Фелицына
Type your search query and hit enter:
Виртуальная выставка «Космос как предчувствие»
Виртуальная выставка «Космос как предчувствие»
(Виртуальная выставка. 2020 год)
На выставке показаны самые уникальные экземпляры коллекции «космических» экспонатов музея Фелицына, рассказывающие об истории освоения космоса.
Сергей Павлович Королев (1907–66) – академик АН СССР, основоположник практической космонавтики. В 1946–66 – главный конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем: ракет-кораблей «Спутник», «Восток», ИСЗ, летательных кораблей «Восток», «Восход», автоматических меж-планетных станций Открытка с автографом Ю.А. Гагарина. Медали юбилейные в честь 50-летия полета Ю.А. Гагарина
more
Р-7 – первая в мире двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяемой головной частью массой 3 т и дальностью полета 8 тыс. км
more
Сувенир «От ядра до ракеты». Подарок конструктору артиллерийских пушек В. Грабину от курсантов Коломенского артиллерийского училища. 1970 Демонстрирует эволюцию артиллерийского снаряда от пушечного ядра к современным баллистическим ракетам дальнего действия, давших возможность выводить космические летательные аппараты на орбиту Земли.
more
В ходе 211-суточного полета экипаж А.Н. Березового – В.В. Лебедева провел 300 экспериментов, отснял 20 тысяч снимков поверхности Земли. Впервые в невесомости методом электрофореза (установка «Корунд») биологические вещества разделены на сверхчистые составные части. Впервые связь с кораблем осуществлялась по схеме: экипаж – спутник связи «Радуга» – судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский» (Южная Атлантика) – ЦУП Экипаж корабля «Союз-Т-5,7» и орбитальной станции «Салют-7» (13.05. –10.12.1982): Анатолий Николаевич Березовой (справа) – командир корабля, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, уроженец поселка Энем ААО. Слева – бортинженер, Герой Советского Союза Валентин Витальевич Лебедев «Ключ на старт» с автографом космонавта на ленте. 1982 Анатолий Березовой у родного дома. Энем. 1982 Книжка учета прыжков парашютиста ВВС А.Н. Березового от 10 мая 1969 Авиационный шлем и фуражка А.Н. Березового
more
"Буран" - орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы - создавался в СССР с 1976г. в рамках программы "Энергия - Буран" для выведения на орбиту, обслуживания и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. 70 министерств и ведомств, 1286 предприятий (более 1 млн человек) участвовали в ее создании. Единственный космический полет "Буран" совершил 15 ноября 1988г. в автоматическом режиме без экипажа на борту.
more
Планшет летчика-испытателя А.В. Щукина с борта экспериментального космического корабля «Буран»
А.И. ЩУКИН – КОСМОНАВТ-ИСПЫТАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «БУРАН» Пашковская – «звездное» место в Краснодаре, родина двух кубанских кос-монавтов – А.В. Щукина (1946–88) и Героя РФ Г.И. Падалка. Космонавт-испытатель, летчик-испытатель первого класса, майор Алек-сандр Владимирович Щукин родился 19 января 1946 г. в г. Вена (Австрия) в семье военнослужащего. После война родители Щукина поселились в Краснодаре. В 1964 г. Александр закончил сш. № 60 г. Краснодара (ул. Фадеева, 3/23, на фасаде школы – мемориальная доска, посвященная А.В. Щукину, а в школьном музее – комплекс материалов). Был призван в ряды Советской Армии. В 1966–70 гг. – курсант Качинского ВВАУЛ (Высшего военного авиационного училища летчиков). В 1970–76 гг. – служба военного летчика в Германии. Как только представился случай поступить в школу летчиков-испытателей, Александр, не колеблясь, бросил все: и неплохо начавшуюся военную карьеру (у него была должность командира эскадрильи), и возможность поступить в Академию им. Жуковского. Он решил в 29 лет начать все с нуля. Школа летчиков-испытателей – единственное в России, образованное еще в 1947 г. учебное заведение, в котором подготовлено более 600 высококлассных испытателей; 50 выпускникам этой школы присвоено звание Героев Советского Союза. Он в 1976 г. становится вновь курсантом. Он освоил более 50 типов самолетов, имел налет более 3 тысяч часов. В 1976 г., когда работы по программе многоразовой системы «Энергия-Буран» были полностью развернуты и шли полным ходом, возник вопрос о необходимости подготовки космонавтов для испытательных полетов. 12 июля 1977 г. приказом начальника Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова Министерства авиапромышленности была создана группа летчиков-испытателей для специальной подготовки по программе «Буран». В нее вошли: И. Волк, Р. Станкявичюс, А. Левченко, А. Щукин, О. Кононенко. В апреле 1979 г. летчики были направлены на общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, которую закончили в 1980 г. в качестве космонавтов–исследователей. Не было в их рядах уже Олега Кононенко, который погиб в авиакатастрофе в Южно-Китайском море. 12 февраля 1982 г. А.А. Щукину была присвоена квалификация «космо-навт-испытатель». По программе подготовки к космическому полету на много-разовом транспортном КК «Буран» он проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете–лаборатории Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Буран». 20 июня 1986 – 3 апреля 1988 Щукин совершил 7 полетов на атмосферном аналоге «Буран» в качестве командира и второго пилота. Внешне аналог ничем не отличался от «Бурана»: та же длина-36,4 м, размах крыльев около24 м, огромный грузовой отсек на 30 т. Известно, что «Буран» не имел самолетных двигателей для полета в атмосфере. Он возвращается на Землю и совершает посадку как планер. Ракетные двигатели «Бурана» работали только в космосе, за пределами атмосферы. Поэтому, чтобы испытать корабль в воздухе, его пришлось оснастить 4 турбореактивными двигателями, которые позволяли аналогу взлетать и совершать посадку как обычные самолеты. 15 ноября 1988 г. в Советском Союзе был осуществлен старт универ-сальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораб-лем многоразового использования «Буран». Это был беспилотный полет. А.В. Щукин – один из тех, кто непосредственно был причастен к этому успеху. Но его уже не было. Он погиб 18 августа 1988 г. при испытании спортивного самолета Су-26 М. Машина не вышла из штопора. Погиб Александр за три дня до воздушного парада, на котором он вместе с Сергеем Тресвятским должен был сделать два прохода на Су-27 в строю дозаправки с Ил-76, а затем парный пилотаж. Летчики долго решали: проводить ли парад, лететь или не лететь. Решили лететь. Но в строю дозаправки, слева от Ил-76, место Щукина оставалось незанятым. Горе близких и друзей летчика стало скорбью десятков тысяч собравшихся зрителей. Похоронен в Жуковском.
more
Григорий Яковлевич Бахчиванджи (1909–43) – летчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза. 15 мая 1942 г. провел испытания первого реактивного самолета БИ-1. Полет отважного летчика открыл путь не только реактивной авиации, но и приблизил нас к звездам. Г.Я. Бахчиванджи родился в ст. Бриньковской на Кубани 20 февраля 1909 г. До 1925 г. он жил с отцом, Яковом Ивановичем, работавшим слесарем-механиком на Мариупольском заводе. Григорий учился в школе Приморско-Ахтарска. В 1925–31 гг. он работал помощником машиниста, а затем слесарем на Мариупольском заводе. В 1931 г. Григорий Яковлевич был призван в ряды Красной Армии. Затем молодой боец окончил полковую школу, а в 1933 г. – школу техников по вооружению. Тогда же начал учебу в школе военных летчиков. Учеба в военной школе летчиков совпала с легендарной эпопеей челюскинцев, высадкой научной экспедицией на северном полюсе. После окончания школы Бахчиванджи был направлен летчиком в научно-исследовательский институт ВВС. Он провел большую и ответственную работу по испытанию высотных истребителей, совершал в день по несколько испытательных полетов в стратосферу. С 27 июня 1941 г. Бахчиванджи – на фронте. Командовал звеном, затем эскадрильей истребительного авиационного полка особого назначения ВВС Красной Армии. За небольшой отрезок времени Григорий Яковлевич сделал 65 боевых вылетов, на скоростном отечественном истребителе «МИГ-3» с мощным мотором конструкции А.А. Микулина лично сбил 5 фашистских самоле-тов. С большим опытом Григорий вернулся с фронта, чтобы продолжить испытывать новые самолеты.
more
Макет первого искусственного спутника Земли. 4 октября 1957 с запуском первого искусственного спутника началась космическая эра человечества.
more
Советский конструктор В.Ф. Болховитинов создал новый тип реактивного самолета, а сердце для него – жидкостный реактивный двигатель сконструировали Л.С. Душкин и А.М Исаев. Взлететь на первом реактивном самолете суждено было Бахчиванджи. Летчик-испытатель был направлен на завод, где приступил к изучению чертежей, конструкций самолета с новым типом двигателя. Наступил долгожданный день 15 мая 1942 г. На аэродроме собралось много людей, причастных к созданию самолета. Ровно в 19 часов Бахчиванджи включил рычаг запуска двигателя. В это время наблюдавшие увидели мощную огненную струю, вырвавшуюся из хвостовой части, огромную скорость нового самолета (800 кмч. В то время предельная скорость авиации составляла 600 кмч). Все расчеты подтвердились. Самолет БИ-1 был по существу крылатой пилотируемой крылатой ракетой, первый полет стал предшественником заме-чательных подвигов космонавтов. 27 марта 1943 г. при испытании самолета Бахчиванджи погиб. Возле поселка Кольцово под Екатеринбургом он похоронен. Одна из вершин Западного Памира (5150 м) названа его именем. В 1982 г. на площади Героя открыт памятник Г.Я. Бахчиванджи в ст. Бриньковской. На высоком пьедестале стоит величавая, выполненная в металле фигура летчика Г.Я. Бахчиванджи. По обе стороны от него два самолета. Один из них – совсем маленький «БИ-1». Его изготовили рабочие подмосковного Дубно. На борту его – 7 звездочек. Ровно столько, сколько поднимал его летчик в небо. Второй самолет – современный боевой истребитель.
more
Блюдо из фарфора. Лунный пейзаж. Автор Л.Н. Павлова
Копия конверта первого письма К.Э. Циолковского А.Т. Улугбекову Он, будучи учеником школы № 8 г. Краснодара, организовал в Краснодарском доме пионеров в 1931 астрономический кружок, самостоятельно сделал телескоп с увеличением до 115 раз. 17 июля 1936 г. Улугбеков был руководителем экспедиции Дворца пионеров по наблюдению солнечного затмения, результаты которой были опубликованы в Бюллетене Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Увлеченный космическими идеями юноша осуществил свою мечту – закончил механико-математический факультет МГУ, стал инженером, членом комитета Космонавтики, участником всех теоретических чтений им. К.Э. Циолковского.
more
Герман Степанович Титов (1935–2000) – летчик-космонавт СССР № 2, Герой Советского Союза Адриян Григорьевич Николаев (1929–2004) – летчик-космонавт СССР № 3, дважды Герой Советского Союза (1962, 1970)
more
Единственный в России Бирюлевский экспериментальный завод (Московская область) занимается производством специального питания для космонавтов. Из кубанской пшеницы твердых сортов выпекают космический хлеб , а приморско -ахтарские яблоки сорта «Семеренко», кубанские мед украшают стол космонавтов на космической орбите.
more
Образцы питания космонавтов. 2000, 2020
Идеи освоения космоса начали проникать на Кубань еще в 1920-е годы. К.Э. Циолковский, основоположник советской космонавтики, издавал свои книги по теории воздухоплавания, аэродинамики в Калуге и рассылал их по всей стране любознательным корреспондентам
more
Г.И. Падалка в открытом космосе
Вымпел. Международный космический полет 20 февраля 1999. «Союз ТМ-29». Виктор Михайлович Афанасьев, Жан-Пьер Эньере (Франция), Иван Белла (Словакия) 27-я долговременная экспедиция на станции «Мир». Белла — первый космонавт из Словакии. Белла вернулся на Землю на «Союз ТМ-28». Афанасьев, Эньере и Авдеев покинули станцию «Мир» и вернулись на Землю 28 августа. На этом фактически закончилась космическая эпопея станции «Мир». Станция «Мир» обезлюдела. Почти 10 лет, с 8 сентября 1989 года, сменяя друг друга на станции «Мир» всегда были космонавты. По сумме трёх полётов, Авдеев становится рекордсменом — 17942 ч 12 м (747 дней 14 с 12 м). «Мир» («Салют-8») – советско-российская орбитальная станция, сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. Находилась на орбите 5511 дней (19.02.1986–23.03.2001). На станции работали 104 космонавта из 12 стран. Проведено 23 тыс. экспериментов. Затоплена в Тихом океане
more
Служебный модуль «Звезда». Один из модулей Российского сегмента Международной космической станции. Разработчик Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. Запущен 12 июля 2000 года, пристыкован к МКС 26 июля 2000 года.
more
Полетные очки Анатолия Березового, сигнальная ракета и капсула с землей родного поселка Энема, которая сопровождала космонавта в 211-суточном полете.
more
Виктор Горбатко. Виктор Васильевич. Горбатко родился 3 декабря 1934 г. в поселке «Венцы-Заря» Гулькевического р-на Краснодарского края. В 1952 г. окончил 10 классов сш. № 4 при биофабрике Новокубанского р-на. После окончания в 1956 г. Батайского ВАУЛ им. Серова (Ростовская обл.) служил в авиационных частях Советской Армии в Одесском военном округе, в Молдавии. 1-й космический полет совершил 12–17 октября 1969 г. в качестве инженера-исследователя КК «Союз-7» (вместе с А. Филипченко и В. Волковым) по программе полета трех групповых кораблей «Союз-6»,-7,-8 Стыковка с КК «Союз-8» не была выполнена. 2-й космический полет В.В. Горбатко совершил 7–25 февраля 1977 г. в качестве командира КК «Союз-23» и орбитальной станции «Салют-5» вместе с Ю. Глазковым. 3-й космический полет космонавт совершил 23–31 июля 1980 г. в качестве командира КК «Союз-37» (посадка на КК «Союз-36») по программе посещения долговременной орбитальной станции «Салют-6» вместе с вьетнамским космонавтом Фам Туаном. Советский и вьетнамский космонавты в ходе полета провели ряд медико-биологических проб, которые позволили судить об адаптации к условиям невесомости и прогнозировать состояние здоровья экипажа после возвращения к условиям земного притяжения. Было выполнено дистанционное зондирование Земли с помощью приборов, созданных в Советском Союзе, ГДР, Болгарии.
more
Тетрадь В.В. Горбатко, слушателя Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. 1963.
Виктор Горбатко. Дважды Герой Советского Союза (1969, 1977), Герой Труда Вьетнама, орденоносец монгольского ордена Сухэ-Батора. Почетный академик Академии космонавтики (1991), член правления Ассоциации Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы, Президент Общества друзей Монголии (1992). Бронзовый бюст установлен на родине – в поселке Венцы-Заря. В 1969 г. решением Краснодарского горисполкома ему было присвоено звание «Почетный гражданин г. Краснодара» (удостоверение № 1). Кроме того, он почетный гражданин городов: Калуга, Гагарин, Армавир, Батайск, Горячий Ключ, Апшеронск, Тихорецк, Новокубанск, Караганда, Ленинск, Кустанай, Аркалык, Актюбинск, Джезказган и др. городов. Умер в Москве 17 мая 2017 года.
more
Тетрадь курсанта А.Н. Березового
Павел Романович Попович (1930–2009) – летчик-космонавт СССР № 4, дважды Герой Совет-ского Союза (1962, 1974) Экипажи кораблей «Союз-4, 5» совершили первую в мире стыковку в космосе 15 января 1969 г.: В.А. Шаталов (командир «Союз-4»), Б.В. Волынов (командир «Союз-5»), А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал-майор. Космический полет совершила 16 июня 1963 на КК «Восток-6» Владимир Михайлович Комаров (1927–67) – летчик-космонавт СССР, дважды Ге-рой Советского Союза. Совершил космические полеты на кораблях «Восход-1» (1964) и «Союз-1» (1967). Погиб при завершении программы полета «Союз-1» Валерий Федорович Быковский (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Совершил три космических полета (1963, 1976, 1978) Константин Петрович Феоктистов (1926–2009) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совершил полет 12–13 октября 1964 на КК «Восход-1». Впервые экипаж состоял из трех человек (В. Комаров и Б. Егоров) Павел Иванович Беляев (1925–70) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совер-шил полет на КК «Восход-2» 18–19 марта 1965 г. с А.А. Леоновым Алексей Архипович Леонов (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Первый человек Земли, совершивший выход в открытый космос 19 марта 1965. Второй полет на КК «Союз-19» по программе «Союз» – «Аполлон» (15–21 июля 1975 г.)
more
Павел Романович Попович (1930–2009) – летчик-космонавт СССР № 4, дважды Герой Совет-ского Союза (1962, 1974) Экипажи кораблей «Союз-4, 5» совершили первую в мире стыковку в космосе 15 января 1969 г.: В.А. Шаталов (командир «Союз-4»), Б.В. Волынов (командир «Союз-5»), А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал-майор. Космический полет совершила 16 июня 1963 на КК «Восток-6» Владимир Михайлович Комаров (1927–67) – летчик-космонавт СССР, дважды Ге-рой Советского Союза. Совершил космические полеты на кораблях «Восход-1» (1964) и «Союз-1» (1967). Погиб при завершении программы полета «Союз-1» Валерий Федорович Быковский (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Совершил три космических полета (1963, 1976, 1978) Константин Петрович Феоктистов (1926–2009) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совершил полет 12–13 октября 1964 на КК «Восход-1». Впервые экипаж состоял из трех человек (В. Комаров и Б. Егоров) Павел Иванович Беляев (1925–70) – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Совер-шил полет на КК «Восход-2» 18–19 марта 1965 г. с А.А. Леоновым Алексей Архипович Леонов (1934–2019) – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Первый человек Земли, совершивший выход в открытый космос 19 марта 1965. Второй полет на КК «Союз-19» по программе «Союз» – «Аполлон» (15–21 июля 1975 г.)
more
Модель советской орбитальной станции "Салют-7". Изготовлена студентами техникума ЗИП. 1982.
А.Н. Березовой
В.И. СЕВАСТЬЯНОВ – ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СССР, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Виталий Иванович Севастьянов родился 8 июля 1935 г. в г. Красноуральске Свердловской области. В 1945 г. родители переехали в Сочи, где в 1953 г. Виталий окончил сш. № 9 им. Н. Островского с золотой медалью. В 1959 г. окончил Московский авиационный институт. Одновременно с учебой работал по совместительству техником, затем инженером опытно-конструкторского бюро. В 1960–63 гг. – аспирант кафедры МАИ, тогда же читал курс лекций по механике космического полета космонавтам ЦПК (центре подготовки космонавтов), в том числе Ю.А. Гагарину. Первый космический полет совершил 1–19 июня 1970 г в качестве бортинженера КК «Союз-9» вместе с А. Николаевым. Экипаж установил новый мировой рекорд по продолжительности полета – 424 часа! Космонавты выполнили сложную программу научно-технических и медико-биологических исследований. Получили большой объем информации об атмосфере Земли, материковой и водной поверхности. Выполнили фотографирование сумеречного и дневного горизонтов Земли. Второй космический полет В.И. Севастьянов совершил 24 мая–26 июля 1975 г. в качестве бортинженера КК «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» вместе с П. Климуком. Дважды Герой Советского Союза полковник В.И. Севастьянов – действи-тельный член международной академии астронавтики, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и Российской академии есте-ственных наук, является автором более 200 научных публикаций, 6 изобретений и 1 открытия, автором книги «Дневник над облаками» (1977). В 1993–2010 гг. – депутат Госдумы РФ, член комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по внешнеполитическим вопросам. Весь период парламентской деятельности был членом фракции КПРФ. В.И. Севастьянов – почетный гражданин городов: Сочи, Калуги, Красно-уральска, Гагарина, Ленинабада, Нурека, Караганды, Варны (Болгария), Лос-Анжелеса, Хьюстона, Сиэтла, Сан-Франциско (США). (10) Умер в 2010 г. Похоронен в Москве.
more
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВ – СОЗДАТЕЛЬ ХИМИИ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА Вкладыш диплома доктора технических наук Н.Г. Чернышева На лингвистической гимназии № 36 г. Краснодара – мемориальная доска, на которой написано, что в школе учился Н.Г. Чернышев. Н.Г. Чернышев (1906–53) – один из создателей химии топлива для ракетных двигателей. Инженер-полковник, доктор технических наук, автор более 20 изобретений.
more
Первый Кубанский аэрокружок был создан в Краснодаре 23 марта 1923 г. В 1926 на его основе образована группа летчиков-планеристов, в 1934 – Краснодарский аэроклуб Осовиахима. Краснодар в 1920-е гг. называли «городом авиамодельных рекордов»
more
Модель опытного ракетного мотора ОРМ 1. 1930-31 гг.
Фото. Митинг «Привет капитану Бахчиванджи - первому летчику, совершившему полет в новое!». 15 мая 1942 г. Копия грамоты Героя Советского Союза Г.Я. Бах-чиванджи от 7 мая 1973 г. Шлем военного летчика, очки летчика
more
Модель многоступенчатой ракеты-носителя, выполненная из металла отработавшей ступени. Принадлежит Мамаю М.П., ветерану космодрома Байконур, участнику запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году
more