Старший научный сотрудник отдела хранения вещевых, письменно-документальных и естественно-научных источников Лешкинова Ирина Николаевна.
В фондах историко–археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына хранятся две скульптуры по модели Е.А. Лансере «Джигитовка лезгин». Первая скульптура поступила в Кубанский Войсковой этнографический, естественно-исторический музей еще до революции и, к сожалению, история ее поступления нам неизвестна. Вторая скульптура была приобретена в 1994 году в художественно-антикварном салоне акционерного товарищества «Европа». Они неоднократно экспонировались не только в залах музея, но и на передвижных выставках. На сегодняшний день увидеть одну из скульптур можно на выставке «Искусство сохранять историю»
Скульптура «Джигитовка лезгин» всемирно известного русского скульптора-анималиста Евгения Лансере – одна из наиболее любимых и часто отливаемых в чугуне. Она по праву является одной из культовых скульптурных групп, изготавливаемых Каслинским заводом с последней четверти XIX века и по настоящее время. Отличием этой скульптурной группы от прочих не менее известных изделий Каслинского завода является также то, что она не имеет аналогов в бронзе и отливается на протяжении более 130 лет исключительно в чугуне.
Эта работа Е.Лансере богата красками, выразительными поворотами, запоминающимися деталями. Все части скульптурной группы связаны воедино ощущением грозной опасности – это убедительно выражено в мчащихся конях: один из них, прижав уши, словно стелется по земле; другой, почуяв смертельную рану всадника, поднялся почти на дыбы. Очень выразителен старый джигит, стреляющий из ружья. Впечатляет и своеобразное лицо с тонким орлиным носом, и меткий прищур глаз, и разметавшийся по ветру башлык. В решении этого образа исключительную роль играет живописная напряженность теней, яркость освещенных пятен. Иные средства избрал скульптор, раскрывая образ раненого всадника. Он строит его на выразительности силуэта: фигура раненого венчает собою всю композицию. Всадник, привстав на стременах, вытянув правую руку с ружьем, вот-вот упадет с коня. Изгиб раненого тела, откинувшаяся назад молодая красивая голова – все выразительно и очень цельно запечатлено в силуэте.
Евгений Александрович Лансере родился 17 августа 1848 г в уездном городе Моршанске Тамбовской губернии. Отец его был инженером путей сообщения, а дед его, бывший офицер наполеоновской армии, попавший раненым в плен в 1812 году, остался навсегда в России и принял русское подданство. Первоначальное воспитание Евгений Лансере получил в Моршанске, в доме деда своего со стороны матери, барона Варнези, но 13 лет он был отдан во 2-ю классическую гимназию в Петербурге; после гимназии поступил в С.-Петербургский университет, который и окончил в 1869 г. Прослужив затем 3 года в Министерстве финансов, в Департаменте таможенных сборов в должности переводчика, Лансере вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя любимому искусству. Скульптурой Лансере стал заниматься еще, будучи гимназистом, но собственно скульптуре он нигде не учился, сам вырабатывая свое собственное понимание сущности скульптуры и превосходную технику. Правда, он был близко знаком с известным тогда скульптором-любителем Н.И. Либерихом, бывшим офицером Преображенского полка, и часто посещал его мастерскую, но в общем можно сказать, что Лансере ни в какой школе скульптуре не учился и был действительно «самоучкой». Однако в своих работах Лансере показал нам такое глубокое знание натуры и формы, какое, может быть, не смогла бы дать ему никакая школа.
Он начал выставлять свои работы, еще будучи студентом, на выставках Императорской Академии Художеств, где в 1866 году получил звание классного художника 2-й степени. Первыми выставленными работами были «Тройка с двумя седоками, ямщиком и собакою» (в бронзе) и «Руслан и Людмила» (из воска). В 1869 г. академия дает ему звание классного художника 1-й степени и наконец в 1876 г. звание «почетного вольного общника».
За границу Лансере ездил три раза: в 1867 г. и 1876 г. в Париж, где знакомился в музеях и галереях с выдающимися произведениями искусства и изучал отливку художественной бронзы.
В 1883 г. для поправления своего слабого здоровья был три месяца в Алжире, изучая типы арабов, которые и были им впоследствии воплощены в бронзе по заказам фабриканта Шопена. Зато Лансере много и часто путешествовал по России, посещал окраины ее, киргизские и башкирские степи, Крым, Кавказ, черпая всюду богатый материал для своих поэтичных и всегда правдивых работ. В 1872 г. Лансере участвовал своими произведениями на Всемирной выставке в Лондоне, после на таких же выставках в Вене (1873 г.), Париже (1878 г.), Филадельфии и в 1882 г. на Московской Всероссийской. В феврале 1886 г. в залах Общества поощрения художеств в Петербурге была устроена первая скульптурная выставка, посвященная исключительно работам Лансере и друга его, талантливого скульптора А.А. Обера. Но самому Лансере не пришлось увидеть собранные воедино труды своей жизни: все прогрессирующая чахотка легких уже отнимала последние силы и, несмотря на все усилия близких спасти Лансере не удалось: неумолимая болезнь рано оборвала жизнь талантливого художника. Он умер 23 марта 1886 года, когда ему еще не было и 38 лет, в своем имении, селе Нескучном близь Харькова, и там же похоронен.
Количество всех произведений Лансере достигает свыше 400. Богатое артистическое воображение, чуткая наблюдательность, настоящее чувство художественной меры, отличная техника – все это ставит Лансере не только в число первоклассных мастеров скульптуры, но в ряды лучших художников вообще. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и др.