За границу ездят искать славы.
Я нашла ее в России.
Из интервью А. Д. Вяльцевой.
111 лет назад в Екатеринодаре впервые выступила знаменитая певица, исполнительница цыганских песен и романсов, «несравненная» Анастасия Вяльцева. Её концерт состоялся 26 апреля 1909 года в здании Второго Общественного собрания. Рецензенты газет и старожилы города описывали, что зал был заполнен до отказа, желающих услышать прославленную певицу было намного больше, чем вмещал зал.
Анастасия Вяльцева несколько раз гастролировала в Екатеринодаре, каждый раз имея оглушительный успех. Она прожила недолго (1871 – 1913), но стала легендой ещё при жизни. Анастасию Вяльцеву знали во многих уголках России – от Риги до Владивостока, её имя писали большими красными буквами на всех нотах и афишах с приставкой эпитета: «несравненная». Появившиеся в магазинах грампластинки с романсами в её исполнении мгновенно раскупались, и впоследствии их невозможно было найти. К слову, после смерти певицы грампластинки перевыпускались вплоть до 1918 года.
Анастасия Вяльцева стояла у истоков того, что мы теперь именуем «эстрада», и была на её вершине до конца своей жизни. А ещё ей не было равных в саморекламе и интриге зрителя, не было равных и в выносливости голоса, когда она давала концерты из пятидесяти произведений с четырьмя антрактами (без микрофонов)! Много удивительного можно сказать певице, имя которой стало символом начала ХХ века, но куда больше о ней самой скажут её, еще несовершенные грамзаписи.
В фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына хранится несколько грампластинок певицы: на грампластинке фирмы «Патэ» – романс «Слёз довольно!» (впоследствии «Прочь печаль») на музыку Я. Пригожего, «Хабанера» из оперы Ж. Бизе, на двух грампластинках фирмы «Зонофон» – романсы «Захочу, полюблю», «Ветерочек», «Я хочу, всё хочу», «Гай, да тройка».
Предлагая вниманию наших слушателей грамзаписи певицы, дважды оговоримся, что, во-первых, подлинного мнения об исполнении и характере голоса из этих записей составить невозможно, ибо они технически очень не совершенны; голос зачастую искажен, так как это акустические записи (иными словами пели не в микрофон, а металлический рупор и писали на диск из воска, а не на пленку или цифровую программу). Во вторых, приведем слова самой Вяльцевой: «Я ненавижу граммофон. Он подчеркивает все недостатки голоса». Возможно, что именно из-за «нелюбви» певицы к грамзаписи она сделала всего 50 фонограмм. Предлагаемые вниманию грамзаписи Анастасии Вяльцевой – это копии с матриц дореволюционных фирм «Граммофон» и «Зонофон», выпущенные в середине 1920-х годов фирмой «HMV» («Голос его хозяина»). Эти грампластинки звучат чище оригинала и в них меньше «основного шума». Романсы: «Дай, милый друг, на счастье руку» на муз. Лучича, «Ах, да пускай свет осуждает» на муз. Зилотти и «Как хороши те очи» на муз. Фальбинова.
В музее имени Е. Д. Фелицына состоялось яркое событие в рамках проекта «О людях Кубани…
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…
Осень в музее имени Фелицына стала по-настоящему насыщенной, тёплой и вдохновляющей. Мы собрали самые запоминающиеся…