Краснодар

Гимназическая 67

Концерт «несравненной»

За границу ездят искать славы.

Я нашла ее в России.

Из интервью А. Д. Вяльцевой.

111 лет назад в Екатеринодаре впервые выступила знаменитая певица, исполнительница цыганских песен и романсов, «несравненная» Анастасия Вяльцева. Её концерт состоялся 26 апреля 1909 года в здании Второго Общественного собрания. Рецензенты газет и старожилы города описывали, что зал был заполнен до отказа, желающих услышать прославленную певицу было намного больше, чем вмещал зал.

Анастасия Вяльцева несколько раз гастролировала в Екатеринодаре, каждый раз имея оглушительный успех. Она прожила недолго (1871 – 1913), но стала легендой ещё при жизни. Анастасию Вяльцеву знали во многих уголках России – от Риги до Владивостока, её имя писали большими красными буквами на всех нотах и афишах с приставкой эпитета: «несравненная». Появившиеся в магазинах грампластинки с романсами в её исполнении мгновенно раскупались, и впоследствии их невозможно было найти. К слову, после смерти певицы грампластинки перевыпускались вплоть до 1918 года.

Анастасия Вяльцева стояла у истоков того, что мы теперь именуем «эстрада», и была на её вершине до конца своей жизни. А ещё ей не было равных в саморекламе и интриге зрителя, не было равных и в выносливости голоса, когда она давала концерты из пятидесяти произведений с четырьмя антрактами (без микрофонов)! Много удивительного можно сказать певице, имя которой стало символом начала ХХ века, но куда больше о ней самой скажут её, еще несовершенные грамзаписи.

В фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына хранится несколько грампластинок певицы: на грампластинке фирмы «Патэ» – романс «Слёз довольно!» (впоследствии «Прочь печаль») на музыку Я. Пригожего, «Хабанера» из оперы Ж. Бизе, на двух грампластинках фирмы «Зонофон» – романсы «Захочу, полюблю», «Ветерочек», «Я хочу, всё хочу», «Гай, да тройка».

Предлагая вниманию наших слушателей грамзаписи певицы, дважды оговоримся, что, во-первых, подлинного мнения об исполнении и характере голоса из этих записей составить невозможно, ибо они технически очень не совершенны; голос зачастую искажен, так как это акустические записи (иными словами пели не в микрофон, а металлический рупор и писали на диск из воска, а не на пленку или цифровую программу). Во вторых, приведем слова самой Вяльцевой: «Я ненавижу граммофон. Он подчеркивает все недостатки голоса». Возможно, что именно из-за «нелюбви» певицы к грамзаписи она сделала всего 50 фонограмм. Предлагаемые вниманию грамзаписи Анастасии Вяльцевой – это копии с матриц дореволюционных фирм «Граммофон» и «Зонофон», выпущенные в середине 1920-х годов фирмой «HMV» («Голос его хозяина»). Эти грампластинки звучат чище оригинала и в них меньше «основного шума». Романсы: «Дай, милый друг, на счастье руку» на муз. Лучича, «Ах, да пускай свет осуждает» на муз. Зилотти и «Как хороши те очи» на муз. Фальбинова.