В музее Фелицына в рамках выставки «Оружие и охота» состоялась увлекательная лекция, посвященная русской охоте, которую провел научный сотрудник отдела истории, этнографии и природы Юрий Федорович Бунин.
Гости встречи узнали, что охота всегда являлась неотъемлемой частью человеческой жизни. И если сначала она была способом добычи пищи, то со временем превратилась скорее в развлечение. В России княжеская и царская охота имела грандиозный размах, невиданную пышность и ослепительную роскошь.
Славянские князья издревле любили заниматься ловлей зверя. Кроме того, они превратили это не просто в развлечение, а в своеобразную подготовку к военно-походной жизни. Молодые княжичи обучались верховой езде, обращению с оружием, учились убивать. Для взрослых воинов охота была хорошей тренировкой и способом держать себя в форме.
Княжеская охота впервые упоминается в летописях 10 века (предание о женитьбе Игоря Рюриковича). Она входила в обязательную традицию всех древнерусских князей, и с каждым поколением увеличивала свой размах. Часто в летописях помимо дел правителя можно найти описание его охотничьих забав: любимые угодья («ловчии пути»), собаки, предпочитаемое оружие, добытый зверь.
Особое внимание в своем выступлении Юрий Бунин уделил формам охоты. Участники мероприятия узнали о традиционной русской соколиной, псовой и ружейной охоте.
Соколиная охота – самый древний вид забавы русских князей и царей. Большими любителями соколиной охоты были Иван Калита, Дмитрий Донской, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и его сын.
Псовая охота была больше распространена среди бояр и помещиков в 18-19 веках. Ружейная охота пришла к нам вместе с модой на всё западное в конце 17 века. Благодаря лёгкости в добычи зверя и относительной дешевизне, эта охота быстро получила распространение среди бояр и средних слоёв общества. Цари же долгое время смотрели на неё как на холопскую забаву. Но с 19 столетия и она нашла своё признание в высших сферах. Применение ружья дало развитие засадной, загонной, облавной формам охотам. Любителем ружейной охоты был Александр II.
Отдельной темой встречи, вызвавшей наибольший отклик и интерес у собравшихся, стало изображение сцен охоты в русской живописи.
Участники мероприятия вместе составили портрет человека, который мог бы создавать такие картины: художник должен был в совершенстве знать анатомию изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на них. В ходе обсуждения было определено, что талант и мастерство живописца едва ли играли главную роль, для него намного важнее было не ошибиться в изображении профессиональных деталей того или иного вида охоты.
Имеющие хорошую репутацию мастера охотничьего жанра могли рассчитывать получить заказ на изображение сцен с участием высокопоставленных особ Распространены были и заказы портретных изображений любимых животных.
Например, анималист Швабе много раз писал портрет любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. Сверчков вошел в историю русской живописи, как создатель жанра конского портрета. Его ценили за умение передавать все стати, масть и даже характер своих «моделей». Другим известным рисовальщиком коней, собак и охотничьих сцен был Френц.
Одна из самых популярных русских картин — «Охотники на привале» Перова, где автор перенес внимание с охотничьего действия на сцену рассказа о нем во время отдыха охотников. С точки зрения развития охотничьей живописи особый интерес представляют иллюстрации к четырехтомному труду Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская, императорская охота на Руси» (1895–1911 годы).
Предложенные Самокишем образы древнерусских охотников стали классикой для русской иллюстрации. Он был одним из первых создателей мифа о добрых, гордых, могучих витязях, способных в одиночку биться с любым противником. В создании иллюстраций ко второму тому «Царской охоты» помимо Самокиша приняли участие В.М. Васнецов, В.И. Суриков, И.Е. Репин, К.В. Лебедев, Ф.А. Рубо, А.П. Рябушкин. Выход третьего тома стал настоящим событием в художественной жизни России, а работы Серова и Лансере следует отнести к одним из лучших из того, что было создано на охотничью тему. Например, темпера Серова «Петр II и Цесаревна Елизавета на псовой охоте».
Все темы, рассмотренные в ходе лекции, сопровождались прекрасно подобранным иллюстративным материалам. Не раз лектор встречи обращался и к экспонатам выставки.
Подобные встречи стали доброй музейной традицией и обязательно будут продолжены. Следите за анонсами в новостной ленте сайта.
Выставка «Оружие и охота» продолжит свою работу до 8 марта.
В музее имени Е. Д. Фелицына состоялось яркое событие в рамках проекта «О людях Кубани…
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…
Осень в музее имени Фелицына стала по-настоящему насыщенной, тёплой и вдохновляющей. Мы собрали самые запоминающиеся…