Из сообщения ТАСС: 15 ноября 1988 г. в 6 часов утра по московскому времени в Советском Союзе был осуществлен старт универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран».
Среди тех, кто научил «Буран» летать, был наш земляк, пашковчанин Александр Владимирович Щукин, космонавт-испытатель. Именно он на аэродроме Байконур впервые выполнил автоматическую посадку по штатной траектории орбитального корабля «Буран».
Космонавт-испытатель, летчик-испытатель первого класса, заместитель командира Отраслевого комплекса подготовки космонавтов А.В. Щукин родился 19 января 1946 г. в Вене. Родители – фронтовик Щукины Владимир Митрофанович и Тамара Федоровна происходят из деревни Хизов ныне Кормянского района Гомельской области. Детство и юные годы Александра Владимировича прошли в Петропавловске-Камчатском, Краснодаре и Ленинграде. Учился в 52-й, а затем в 60-й школах города Краснодара, которую окончил в 1964 г. В 1966 г. в Краснодарском авиаотряде работал радиомехаником.
Затем учеба в Качинском авиационном училище, служба в ВВС, школа летчиков-испытателей, Московский авиационный институт, испытательная работа. Летал преимущественно на современных истребителях, а также на самолетах бомбардировочного и транспортного типа. Полеты днем и ночью, в любую погоду. Щукин освоил 50 типов летательных аппаратов, провел в воздухе 3 тысячи 134 часа 37 минут. С июня 1981 г. включен в группу непосредственной подготовки для космического полета на орбитальной станции «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Желающих попасть в космический отряд было много, но из 500 кандидатов в пилоты «Бурана» прошли единицы. Щукин, несмотря на трудности, многочисленные медкомиссии, которые пришлось пройти, попал в испытатели «Бурана».
Основной целью космонавтов-испытателей была отработка режима автоматической посадки корабля с высоты 4000 м при скорости полета 600 км/ч. «Буран» в отличие от самолета садился на полосу под более крутым углом. Во время полетов этого корабля можно было наблюдать захватывающее зрелище: как, вырастая в размерах, корабль приближался к полосе, касался тремя шасси бетонного покрытия, а за его килем вспыхивали 3 тормозных парашюта. Из 24 вылетов «Бурана» Щукин 7 раз поднимался на нем в небо, 2 раза в качестве командира.
18 августа 1988 г. Александр Щукин погиб на спортивном самолете СУ-26. Машина не вышла из штопора. Это был обычный тренировочный полет. Александр Владимирович до последнего момента пытался спасти самолет и свою жизнь, однако не хватило каких-то 200 метров высоты.
Похоронен Александр Владимирович Щукин в Жуковском, на Быковском кладбище. На фасаде школы № 60 в Карасунском районе г. Краснодара, в которой учился А.В. Щукин, установлена мемориальная доска его памяти.
В музее имени Е. Д. Фелицына состоялось яркое событие в рамках проекта «О людях Кубани…
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…
Осень в музее имени Фелицына стала по-настоящему насыщенной, тёплой и вдохновляющей. Мы собрали самые запоминающиеся…