Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Он учил летать “Буран”. К 75-летию со дня рождения А.В. Щукина

Из сообщения ТАСС: 15 ноября 1988 г. в 6 часов утра по московскому времени в Советском Союзе был осуществлен старт универсальной ракетно-космической транспортной системы “Энергия” с кораблем многоразового использования “Буран”.

Среди тех, кто научил “Буран” летать, был наш земляк, пашковчанин Александр Владимирович Щукин, космонавт-испытатель. Именно он на аэродроме Байконур впервые выполнил автоматическую посадку по штатной траектории орбитального корабля “Буран”.

Космонавт-испытатель, летчик-испытатель первого класса, заместитель командира Отраслевого комплекса подготовки космонавтов А.В. Щукин родился 19 января 1946 г. в Вене. Родители – фронтовик Щукины Владимир Митрофанович и Тамара Федоровна происходят из деревни Хизов ныне Кормянского района Гомельской области. Детство и юные годы Александра Владимировича прошли в Петропавловске-Камчатском, Краснодаре и Ленинграде. Учился  в 52-й, а затем в 60-й школах города Краснодара, которую  окончил в 1964 г. В 1966 г. в Краснодарском авиаотряде работал радиомехаником.

Затем учеба в Качинском авиационном училище, служба в ВВС, школа летчиков-испытателей, Московский авиационный институт, испытательная работа. Летал преимущественно на современных истребителях, а также на самолетах бомбардировочного и транспортного типа. Полеты днем и ночью, в любую погоду. Щукин освоил 50 типов летательных аппаратов, провел в воздухе 3 тысячи 134 часа 37 минут. С июня 1981 г. включен в группу непосредственной подготовки для космического полета на орбитальной станции “Мир” в качестве космонавта-исследователя. Желающих попасть в космический отряд было много, но из 500 кандидатов в пилоты “Бурана” прошли единицы. Щукин, несмотря на трудности, многочисленные медкомиссии, которые пришлось пройти, попал в испытатели “Бурана”.

Основной целью космонавтов-испытателей была отработка режима автоматической посадки корабля с высоты 4000 м при скорости полета 600 км/ч. “Буран” в отличие от самолета садился на полосу под более крутым углом. Во время полетов этого корабля можно было наблюдать захватывающее зрелище: как, вырастая в размерах, корабль приближался к полосе, касался тремя шасси бетонного покрытия, а за его килем вспыхивали 3 тормозных парашюта. Из 24 вылетов “Бурана” Щукин 7 раз поднимался на нем в небо, 2 раза в качестве командира.

18 августа 1988 г. Александр Щукин погиб на спортивном самолете СУ-26. Машина не вышла из штопора. Это был обычный тренировочный полет.  Александр Владимирович до последнего момента пытался спасти самолет и свою жизнь, однако не хватило каких-то 200 метров высоты.

Похоронен Александр Владимирович Щукин в Жуковском, на Быковском кладбище. На фасаде школы № 60 в Карасунском районе г. Краснодара, в которой учился А.В. Щукин, установлена мемориальная доска его памяти.