28 ноября в рамках проекта «Собери историю своими руками» в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д Фелицына прошел мастер-класс по реставрации старинных изделий из ткани. Об основах профессии художника-реставратора рассказали студентам Краснодарского художественного училища и ученикам школы-интерната № 15.
Мастер-класс провела научный сотрудник музея, член товарищества Союза художников Кубани Таисия Хазова. О кропотливом труде реставратора по ткани она рассказала на примерах своих дипломных и музейных работ — реставрации церковного одеяния епитрахили, шелкового зонта и кубанского рушника.
Для тканевых изделий очень важны условия хранения: должны поддерживаться определенные температура, влажность и освещение. Если они были нарушены, ткань быстро теряет свои свойства, в первую очередь, эластичность, а ее волокна истончаются. До гибели памятника культуры в таком случае остается один шаг.
— Иногда бывает так: археологи приносят из раскопанного погребения какие-то тканевые остатки, и ты начинаешь думать, что же это могла быть за вещь, — говорит Таисия Хазова. — Изучаешь всю историческую литературу нужного периода, находишь вероятный прототип и создаешь костюм буквально из ниточек. Вот почему реставратор по ткани не может быть только художником, ему необходимо одновременно быть и историком.
Процесс реставрации ткани начинается, как и обычная стирка, — с удаления грязи: частиц земли, жира, человеческого пота и крови. Но обычная вода с мылом здесь не помогут, стиральные порошки — тоже. Реставраторы работают только со специальными химикатами — спиртами, аммиаком, хлором.
Впрочем, и на других этапах реставрации требуются особые материалы: нитки — только шелковые, клеи — только водорастворимые. ПВА, эпоксидные клеи и другие не подходят, потому что после нанесения убрать их невозможно, а музейная реставрация обязана быть обратимой. Каждый последующий художник должен понимать, что делал его коллега, поэтому даже нитки на местах «заплаток» берутся на тон темнее или светлее оригинала. Дело в том, что реставрация делается не один раз и на века: каждый несколько десятилетий экспонат снова приводят в порядок, и к этому времени в отрасли появляются улучшенные технологии.
— Преподаватели нам всегда говорили: «Хорошо — лучше, чем идеально», — рассказала Таисия Хазова. — При плохой реставрации безвозвратно утрачивается большая часть объекта, поэтому нужно уметь вовремя остановиться: зачастую поиски совершенства приводят к катастрофе».
Интересно, что современные синтетические ткани совершенно точно не «проживут» столько, сколько их предшественники. Факт, доказанный учеными. Натуральные и синтетические волокна, совмещенные в одной ткани, начинают уничтожать друг друга, и процесс этот идет вдвое быстрее, чем в случае с полностью натуральным изделием.
Напомним, что мастер-классы по реставрации музейных экспонатов проходят в музее Фелицына каждую среду до 15 декабря. Проект «Собери историю своими руками» действует в рамках экспозиции «Новые находки из древних погребений», где собраны уникальные артефакты, найденные во время строительства Крымского моста.
В музее имени Е. Д. Фелицына состоялось яркое событие в рамках проекта «О людях Кубани…
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…
Осень в музее имени Фелицына стала по-настоящему насыщенной, тёплой и вдохновляющей. Мы собрали самые запоминающиеся…