Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

«Синтетика века не переживет»: музейный мастер-класс по реставрации ткани

28 ноября в рамках проекта «Собери историю своими руками» в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д  Фелицына прошел мастер-класс по реставрации старинных изделий из ткани. Об основах профессии художника-реставратора рассказали студентам Краснодарского художественного училища и ученикам школы-интерната № 15.

Мастер-класс провела научный сотрудник музея, член товарищества Союза художников Кубани Таисия Хазова. О кропотливом труде реставратора по ткани она рассказала на примерах своих дипломных и музейных работ – реставрации церковного одеяния епитрахили, шелкового зонта и кубанского рушника.

Для тканевых изделий очень важны условия хранения: должны поддерживаться определенные температура, влажность и освещение. Если они были нарушены, ткань быстро теряет свои свойства, в первую очередь, эластичность, а ее волокна истончаются. До гибели памятника культуры в таком случае остается один шаг.

– Иногда бывает так: археологи приносят из раскопанного погребения какие-то тканевые остатки, и ты начинаешь думать, что же это могла быть за вещь, – говорит Таисия Хазова. – Изучаешь всю историческую литературу нужного периода, находишь вероятный прототип и создаешь костюм буквально из ниточек. Вот почему реставратор по ткани не может быть только художником, ему необходимо одновременно быть и историком.

Процесс реставрации ткани начинается, как и обычная стирка, – с удаления грязи: частиц земли, жира, человеческого пота и крови. Но обычная вода с мылом здесь не помогут, стиральные порошки – тоже. Реставраторы работают только со специальными химикатами – спиртами, аммиаком, хлором.

Впрочем, и на других этапах реставрации требуются особые материалы: нитки – только шелковые, клеи – только водорастворимые. ПВА, эпоксидные клеи и другие не подходят, потому что после нанесения убрать их невозможно, а музейная реставрация обязана быть обратимой. Каждый последующий художник должен понимать, что делал его коллега, поэтому даже нитки на местах «заплаток» берутся на тон темнее или светлее оригинала. Дело в том, что реставрация делается не один раз и на века: каждый несколько десятилетий экспонат снова приводят в порядок, и к этому времени в отрасли появляются улучшенные технологии.

– Преподаватели нам всегда говорили: «Хорошо – лучше, чем идеально», – рассказала Таисия Хазова. – При плохой реставрации безвозвратно утрачивается большая часть объекта, поэтому нужно уметь вовремя остановиться: зачастую поиски совершенства приводят к катастрофе».

Интересно, что современные синтетические ткани совершенно точно не «проживут» столько, сколько их предшественники. Факт, доказанный учеными. Натуральные и синтетические волокна, совмещенные в одной ткани, начинают уничтожать друг друга, и процесс этот идет вдвое быстрее, чем в случае с полностью натуральным изделием.

Напомним, что мастер-классы по реставрации музейных экспонатов проходят в музее Фелицына каждую среду до 15 декабря. Проект «Собери историю своими руками» действует в рамках экспозиции «Новые находки из древних погребений», где собраны уникальные артефакты, найденные во время строительства Крымского моста.