И что же такое мозаика? В переводе с латинского – произведение, посвященное музам. А по факту – это один из древнейших видов монументального искусства, изображение или узор, выполненный из однородных или различных по цвету и материалу элементов.
Считается, что зародилось искусство мозаики на Древнем Востоке. Исследователи датируют это событие 2-ой половиной IV тысячелетия до н.э. В то время мозаика имела совершенно другой вид и использовалась в основном, при отделке дворцовых стен и колонн.
Мозаичные элементы имели вид конусов и были из глины. Их обжигали и укладывали в раствор, который выступал в роли клея. Получившееся изображение раскрашивалось, обычно красным, черным и белым. В изображениях использовались геометрические мотивы: ромб и треугольник.
Позднее мозаика стала появляться не только на стенах и колоннах. Ее стали использовать в напольных покрытиях. Но в качестве материала уже выступали не глиняные конусы, а природная необработанная галька. Мозаика из гальки и в настоящее время является одним из любимых видов мозаики у ландшафтных дизайнеров.
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до н.э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному.
В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла – смальты.
Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мозаика в то время была не только и не столько роскошным украшением интерьера, но и летописью библейских сюжетов.
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала. Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов. Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения после смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
В начале ХIХ века московский художник Андрей Манджос изобрел технику эмалевой мозаики, о которой можно говорить, как о новом направлении в изобразительном искусстве. Он объединил два совершенно разных искусства: искусство мозаики, величайшим представителем которого является М.В. Ломоносов, организовавший в России первое мозаичное производство, и искусство горячей эмали, которая у нас в России ярче всего представлена школой Карла Фаберже.
Уникальность авторского метода Андрея Манджоса состоит в том, что мастер самостоятельно изготавливает эмалевые элементы и складывает из них мозаику. Это трудоемкая ручная работа и длительный технологический процесс, включающий обжиг мельчайших кусочков металла, покрытого полихромными эмалями, при этом каждый цвет имеет свою температуру плавления.
Приглашаем насладиться эксклюзивными работами на выставке «Мозаичные сокровища Эмалевой комнаты – «То, что не смог сделать Фаберже» в музее Фелицына!
В музее имени Е.Д. Фелицына прошла содержательная встреча исследователей, преподавателей и студентов, посвящённая героическим страницам…
В музее имени Е. Д. Фелицына состоялось яркое событие в рамках проекта «О людях Кубани…
Сегодня мы с радостью поздравляем всех, кто выбирает путь помощи, участия и заботы На мероприятиях…
Сегодня мы вспоминаем тех, кто сражался за Родину, но чьи имена остались неизвестными. Вечная память…
Старший научный сотрудник отдела природы ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына», кандидат географических наук, член…
30 ноября в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына состоялась ежегодная международная просветительская акция «Географический диктант», организованная…