Краснодар

Гимназическая 67

В музее Фелицына продолжает работу выставка работ эмальера-мозаичиста Андрея Манджоса “Мозаичные сокровища Эмалевой комнаты – “То, что не смог сделать Фаберже”

И что же такое мозаика? В переводе с латинского – произведение, посвященное музам. А по факту – это один из древнейших видов монументального искусства, изображение или узор, выполненный из однородных или различных по цвету и материалу элементов.

Считается, что зародилось искусство мозаики на Древнем Востоке. Исследователи датируют это событие 2-ой половиной IV тысячелетия до н.э. В то время мозаика имела совершенно другой вид и использовалась в основном, при отделке дворцовых стен и колонн.

Мозаичные элементы имели вид конусов и были из глины. Их обжигали и укладывали в раствор, который выступал в роли клея. Получившееся изображение раскрашивалось, обычно красным, черным и белым. В изображениях использовались геометрические мотивы: ромб и треугольник.

Позднее мозаика стала появляться не только на стенах и колоннах. Ее стали использовать в напольных покрытиях. Но в качестве материала уже выступали не глиняные конусы, а природная необработанная галька. Мозаика из гальки и в настоящее время является одним из любимых видов мозаики у ландшафтных дизайнеров.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до н.э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла – смальты.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мозаика в то время была не только и не столько роскошным украшением интерьера, но и летописью библейских сюжетов.

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала. Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов. Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения после смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В начале ХIХ века московский художник Андрей Манджос изобрел технику эмалевой мозаики, о которой можно говорить, как о новом направлении в изобразительном искусстве. Он объединил два совершенно разных искусства: искусство мозаики, величайшим представителем которого является М.В. Ломоносов, организовавший в России первое мозаичное производство, и искусство горячей эмали, которая у нас в России ярче всего представлена школой Карла Фаберже.

Уникальность авторского метода Андрея Манджоса состоит в том, что мастер самостоятельно изготавливает эмалевые элементы и складывает из них мозаику. Это трудоемкая ручная работа и длительный технологический процесс, включающий обжиг мельчайших кусочков металла, покрытого полихромными эмалями, при этом каждый цвет имеет свою температуру плавления.

Приглашаем насладиться эксклюзивными работами на выставке “Мозаичные сокровища Эмалевой комнаты – “То, что не смог сделать Фаберже” в музее Фелицына!