Краснодар

Гимназическая 67

Тайны музея

Тайны музея

В РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ

Реставрационная мастерская – это особенное место в музее Фелицына. Атмосфера здесь очень необычная и уютная, повсюду витает вдохновение. Вы здесь словно попадаете в зазеркалье, потому что пространство, запахи, звуки и время соединяются в едином потоке созидания. Здесь нет разрушений, как в мире по ту сторону бытия, в мастерской царит атмосфера тотального ренессанса.

Художники-реставраторы чаще всего специализируются на определённом материале: бумага, живопись, скульптура, ткань. В музее Фелицына есть мастер, который в прямом смысле «приложил свою руку» к сохранности многих экспонатов живописи.

О РЕСТАВРАЦИИ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Екатерина Владимировна Шайдук – художник-реставратор музея Фелицына работает здесь уже 4 с половиной года. Училась на реставратора монументальной живописи на протяжении 6 лет в Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Сегодня она успешно применяет свои знания в крупнейшем музее Краснодарского края. Вот что она рассказывает о редкой и трудоёмкой профессии реставратора:

Екатерина Владимировна Шайдук – художник-реставратор музея Фелицына работает здесь уже 4 с половиной года. Училась на реставратора монументальной живописи на протяжении 6 лет в Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Сегодня она успешно применяет свои знания в крупнейшем музее Краснодарского края. Вот что она рассказывает о редкой и трудоёмкой профессии реставратора:


«Когда в музей поступает экспонат первым делом очень важно сделать его фото в очень хорошем качестве с использованием фотографической шкалы, на которой виден размер самого произведения и его тональность. Масштаб работы оценивается в процессе. Фото нужно делать на профессиональную технику на каждом этапе, используя штатив, и обязательно сохранять все кадры в электронном виде».
Екатерина Владимировна работала над реставрацией иконы Николая Чудотворца начала XIX века, которая экспонировалась на одной из выставок музея Фелицына. Эта работа ей запомнилась больше всего. Сложность заключалась в том, что деревянная икона была расколота на 2 части, а поскольку её размер довольно большой, нужно было не только склеить редкий артефакт, но и сделать в нём специальную врезку из более жёсткой породы древесины.

ХУДОЖНИКИ ОТ БОГА

В данный момент Екатерина Владимировна работает над складной иконой начала XX века, которая от постоянного нахождения в храме возле горящих свечей, была полностью покрыта копотью. Мастеру удалось раскрыть авторские лики святых, которые изображены на иконе, однако работа ещё продолжается. Основная цель реставраторов музея Фелицына – вернуть изображению первоначальный вид.

Екатерина Владимировна с трепетом в голосе говорит о поддержке коллег:
«Михаил Иванович Смаглюк – заслуженный деятель искусств Кубани, лично учил меня точить скальпели, при необходимости он всегда поможет советом или выручит с материалами для работы. Много предметов проходят через наши руки, я, например, также реставрирую и картины, и бумагу. Ирина Владимировна Перерва – старший научный сотрудник музея – как раз занимается хранением живописи, мы вместе выбираем предметы для реставрации и получаем удовольствие от работы».

ТРУДОЁМКИЙ ПРОЦЕСС

Реставрация складной иконы начала XX века продолжается на наших глазах. Екатерина Владимировна сосредоточена на работе. Ранее реставратор подобрала растворитель и сделала пробу. Затем с иконы сняла лак, а после будет нанесен грунт – это смесь клея с мелом, который потом вышлифовывается. Далее экспонат тонируется акварельными красками на полтона светлее, чем у автора. В завершении работы реставратор покроет икону прозрачным матовым лаком, который полностью обратим, то есть его легко можно снять, также как тонировки и грунт.


Для организации своей деятельности реставраторы ведут дневники и журналы учёта поступления предметов, паспорта экспонатов с описаниями всех процессов работы и рекомендациями для хранения.


ХРАНЕНИЕ СТАРИННЫХ ПРЕДМЕТОВ


Екатерина Владимировна рекомендует хранить старинные предметы при температуре 18-21 градусов с относительной влажностью воздуха не более 55 процентов, завернув в микалентную бумагу.
«Возрастные» предметы искусства и живописи не терпят прямых солнечных лучей, сквозняков и редких перепадов температур. Брать такие реликвии нужно в перчатках, а чтобы сберечь от жучков, на окнах обязательно должны быть сетки. Всё дело в том, что жук-древоточец очень легко проедает деревянные предметы. Некоторые иконы в прямом смысле «рассыпаются» после такого воздействия вредителя.

БУДУЩИЕ РЕСТАВРАТОРЫ

Студенты Краснодарского государственного института культуры кафедры истории, культурологии и музееведения часто посещают реставрационные мастерские музея Фелицына, чтобы узнать о том, как проходит процесс «возрождения» изнутри. Подобные встречи обычно проходят в формате мастер-классов. Опытные художники делятся с молодым поколением своими знаниями, а некоторые тонкости процесса реставрации демонстрируют поэтапно. Екатерина Владимировна с радостью принимает студентов, иногда их вопросы вызывают умиление, тогда она вспоминает себя во время студенчества и понимает, что выбранный ею путь – не просто профессия, а это уже часть её жизни.