Императора Александра III по праву называют «Миротворцем», так как во время его правления Россия не вела войн. Еще, будучи Наследником Цесаревичем и соответственно Августейшим Атаманом всех казачьих войск, он получил в подарок очень ценный кавказский кинжал. Булатный клинок работы известного мастера Геурга Эмарова, о котором упоминает М.Ю. Лермонтов в первом варианте стихотворения «Поэт»:
«В серебряных ножнах блистает кинжал,
Геурга старого изделье.
Булат его хранит таинственный закал –
Давно утраченное зелье!..»
Рукоять и ножны отделаны серебром 91 пробы в эталонном черкесском стиле рукой Осипа Попова – другого известного тифлисского мастера. Он – единственный мастер, который имел право чеканить на своих изделиях герб Российской империи.
Этот кинжал хорошо виден на парадном портрете 1870 г., на котором известный живописец С.К. Зарянко запечатлел Цесаревича Александра Александровича в форме Лейб-Гвардии Кубанских казачьих эскадронов Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Первоначально портрет предназначался для Романовской галереи Зимнего дворца, но когда он был закончен, его отправили в Екатеринодар. На фотографии одного из залов старого атаманского дворца, датируемой 1888 г., справа на стене висит этот портрет в роскошной раме. К сожалению, один из шедевров С.К. Зарянко пропал во время Гражданской войны, сохранились только его фотографии и черно-белые репродукции. А свой великолепный кавказский кинжал, уже став императором, Александр III подарил «железному» канцлеру Германии Отто фон Бисмарку.
Уникальный мемориальный предмет, имеющий отношение сразу к двум выдающимся историческим личностям, будет экспонироваться в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына до 10 марта 2019 г.