Краснодар

Гимназическая 67

«Когда моя песня к народу из дома спешит…»

«Когда моя песня к народу из дома спешит…»

22 октября 2018 года исполнится 95 лет нашему земляку, замечательному поэту Николаю Константиновичу Доризо. Этой публикацией Литературный музей Кубани начинает цикл статей о жизни и творчестве, а также об интересных экспонатах из личного архива поэта.

 

«Когда моя песня к народу из дома спешит…»

 

Я рад расставаться с любимою, с нею,

Когда моя песня к народу из дома спешит.

Хорошую песню все люди считают своею,

Плохая лишь автору принадлежит.

Н. Доризо

 

Эти строки из стихотворения Николая Константиновича Доризо, которому в этом году исполнится 95 лет.

Знакомо ли вам имя нашего земляка? Те, кто постарше, наверняка ответят утвердительно. А вот более молодое поколение вряд ли слышало об этом удивительном человеке.

Николай Доризо родился в Краснодаре 22 октября 1923 года. Здесь, на Кубани, прошло его детство. «Русская природа, пушкинская поэзия, город моих первых школьных лет – Краснодар», – так писал он о себе.

Николай Константинович занесен в «Книгу почётных граждан города Краснодара». За выдающиеся заслуги в творческой деятельности, большую работу по пропаганде советской литературы, в знак глубокой признательности за создание замечательных произведений о земле Кубанской поэту выдан диплом № 6.

Николай Доризо награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета». За сборники стихов «Лик Победы», «Пока деревья есть на свете» и «Я сочинил когда-то песню» Николаю Константиновичу присуждена Государственная премия РСФСР им. М. Горького.

«Огней так много золотых», «Но как на свете без любви прожить», «Почему ж ты мне не встретилась?», «На тот большак, на перекресток уже не надо больше мне ходить». Кто не знает этих песен? Раньше стоило бы только начать: «…А я люблю женатого», как подхватывали все, и неслась песня по просторам. Я решила спросить у людей нашего города, краснодарцев, знакомы ли им эти песни.

– Да, конечно, – отвечали мне многие. – Фильмы, где они звучат, «Дело было в Пенькове», «Простая история», смотрели не раз по телевидению. Однако на вопрос об авторе этих знаменитых песенных строк мне ответили только мои коллеги, сотрудники Литературного музея Кубани, да еще преподаватели с филологическим образованием.

– Да это же народные песни, – такой ответ я слышала чаще всего.

Хотя признаюсь честно, я и сама раньше многие известные стихи и песни Николая Доризо не связала бы с его авторством. Но это было до того момента, когда архив Николая Доризо оказался в Литературном музее Кубани. Рядом с нами, сотрудниками музея, оказалась частица души поэта.

Поэта многогранного, неравнодушного к судьбе своей родины и в военные, и послевоенные годы, и в трудные 90-е, и в стремительно меняющиеся 2000-е. Отсюда и такие темы в его творчестве, как Пушкин, Пугачев, Яков Джугашвили. Отсюда и произведения: «Место действия – Россия», «Я прохожу по строчечному фронту», «Вдохновенье завтрашнего дня», «России первая любовь». Разобрать попавшие по такой счастливой случайности к нам в музей материалы оказалось совсем непростым делом. Потому что его произведения, или написанные от руки, или еще отпечатанные на машинке до эры компьютеров, с пометками на полях, приписками и исправлениями, уже читанные ранее, обретали иной смысл и затягивали, погружали в чтение и раздумья. И вот уже отложены в сторону, для того чтобы перечитать, листы с названиями «Моя родословная», «Дорогая моя провинция», «Это было в Краснодаре».

Как любовь к России, через всю жизнь он пронес любовь к своей малой родине, Краснодару. Город навсегда остался в сердце Николая Доризо, даже жизнь в столице не могла вытеснить воспоминания о милом сердцу провинциальном городе: «И сегодня, среди столичного шума, звон трамвая вдруг возвращает меня на минуту в тихое далекое детство. Порой кажется, что этого детства и не было, что я его себе придумал, но вдруг пальцами на ощупь я чувствую жестковатую шерсть моей синей матросской курточки».

А вот еще. «В годы моего детства наша семья жила в каменном одноэтажном доме, доставшемся нам от моего деда по материнской линии протоиерея отца Павла Бирюкова. Дом этот и сейчас цел и невредим в самом центре Краснодара в квартале от главного почтамта.

Всякий раз, приезжая в Краснодар, пусть на день или два, я прежде всего считаю необходимым подойти к этому дому, к массивной, резной деревянной двери, выходящей на улицу, дотронуться до той самой медной ручки, которая помнит прикосновение моей детской ладошки. И обязательно хотя бы минуту постоять на единственной ступеньке, небольшой серокаменной плите с давным-давно отбитым уголком. Надгробная плита на могиле моего детства.

Я гляжу и не могу наглядеться на окна той комнаты, где я в первый раз увидел свет Божий. Мама меня родила не в родильном доме, а здесь, за этими окнами. Сегодня они в белых тюлевых платьицах чьих-то аккуратных занавесок. В этой комнате живут теперь незнакомые мне люди, да и я для них чужой, посторонний человек. Так и стою я, прохожий, у дома, где я родился».

В одном из последних интервью Николай Доризо признался: «Мне хотелось бы взять класс и провести с ребятами уроки литературы. Литература, как всякая истина, не может быть однозначной. Мне хотелось бы донести до детей свое понимание Пушкина, Толстого. Творчество – это свой взгляд на все. И мне хочется донести это до молодых…».

А нам хочется донести творчество Николая Доризо, до всех у кого душа открыта для поэтического общения.

 

Научный сотрудник Литературного музея Кубани Кудрявцева Ю.Л.