Сегодня в рубрике “экспонат дня”, мы расскажем вам о масках ветеранов первой мировой войны.
Противостояние стран Четверного союза и стран Антанты унесло жизни более 10 млн. солдат и около 12 млн. мирных жителей. Ранения и увечья получило 55 млн. человек.
Уже в первые месяцы войны с фронта возвращались солдаты, чьи лица были обезображены в ходе военных действий. Обожженные или срезанные осколками снарядов лица солдат с раздробленными челюстями, пустыми глазницами, отсутствовавшими губами и носами приводили окружающих в оцепенение и ужас от увиденного. Пластические хирурги разрабатывали сотни новаторских техник челюстно-лицевой хирургии и методов пересадки тканей. Но, все же, во времена, когда антибиотиков еще не существовало, пересаженные ткани часто отторгались, что приводило к сепсису, а в качестве обезболивающего применялся опиум, нужен был альтернативный вариант. Такой вариант предложил Фрэнсис Дервинт Вуд – скульптор, профессор лондонской Королевской академии художеств. Он стал изготавливать специальные маски-накладки, которые должны были скрывать изуродованные участки лица. Маски из гальванизированной меди, покрытой эмалью и выкрашенные под цвет кожи и с чертами лица пациента, способствовали социальной адаптации вернувшихся с фронта. Британский скульптор начал свою работу в марте 1916 года, взяв под свое руководство отделение в одном из лондонских госпиталей, которое у пациентов и их родственников получило название “Магазин оловянных носов”.
Фрэнсис Дервент Вуд был не одинок в желании помочь ветеранам войны. Американка Анна Коулман Лэдд, вдохновленная работой британского скульптора, в 1917 году начала работу над подобными масками-протезами в своей парижской студии.
Под патронажем Красного Креста Лэдд создала две сотни уникальных масок, каждая из которых была специально подогнана под отдельного человека. Пионер в своей области, женщина буквально вытащила две сотни своих пациентов из глубин отчаяния. Не зря позже работу Анны отметили французским Орденом почетного легиона и сербским Орденом Святого Саввы!
Несмотря на свою значимость, работа Анны Лэдд и Фрэнсиса Вуда была недолгой. Уже к 1919 году обе студии были закрыты. Известно, что в Париже было изготовлено 185 масок, в Лондоне – немного больше. Но даже за этот недолгий срок маски-протезы помогли нескольким сотням молодых солдат вернуться в мирную жизнь. Как говорил Вуд: “Внешность больше не источник меланхолии для пациентов или печали для родственников и друзей”.