В этом году мы отметили 800-летие со дня рождения Александра Невского, выдающегося политического и военного деятеля, который сыграл огромную роль в истории нашей страны.
Александр Невский знаком каждому, его имя всегда на слуху. Так названы улицы, площади и переулки, а для Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства – литературе, изобразительном искусстве, иконописи, кинематографии, музыке.
Самое первое знаковое произведение, в котором раскрывается образ Александра Невского в русской литературе, – это Житие благоверного и великого князя Александра Невского. Предположительно оно было написано в конце XIII столетия, вскоре после смерти князя.
Образу Александра Невского уделено немало внимания и в живописи. Одна часть художников изображала его во время сражений, другая -создавала портреты. Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи. Внимание великому князю уделили такие известные художники как Рерих, Васнецов, Корин, Моллер, а также Серов со своей известной картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».
Образ Александра Невского в искусстве выражался и в возведении храмов в разных городах России. Можно долго перечислять храмы, церкви и часовни, построенные под именем Александра Невского, но стоит назвать города, где каждый может увидеть святое место: Ярославль, Великий и Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар, Челябинск, Псков, Рига, Ялта, Таллин и многие другие, находящиеся за пределами России.
Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф. В 1938 году на экранах появилась кинокартина «Александр Невский» от режиссера Сергея Эйзенштейна. Действие фильма разворачивается в 1242 году. Закончилась битва со шведами, на Русь стали наступать Тевтонские войска. Завершается картина сражением на Чудском озере. Князь показан героем, который всегда старался защитить свои земли и свой народ.
И, конечно, музыка, – совместная работа режиссера Сергея Эйзенштейна и композитора Сергея Прокофьева, где авторам удалось передать образ героя, сражавшегося в жестоких боях.