Краснодар

Гимназическая 67

Как казаков на службу провожали: интерактивный урок для школьников

На мемориальном подворье Тимашевского музея семьи Степановых в хуторе Ольховский в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы проходят интерактивные уроки для школьников «Как родная меня мать провожала…». В интересной форме сотрудники музея рассказывают школьникам о том, как когда-то на Кубани провожали казаков на службу.

Вся казачья жизнь была связана с обрядами. Один из них — очень важный — торжественно провожать и встречать отцов, мужей и братьев из походов, со службы, с войны. Обычай проводов казака на службу уходит своими корнями в далекое прошлое, в XVII век. Казак был в постоянной боевой готовности с юных лет и до глубокой старости. Военная служба рассматривалась как основа его жизненного уклада. Насколько она была важна для каждого казака, сколько служили раньше мужчины — с рассказа об этом начался музейный урок.

С большим интересом дети рассматривали походный сундук казака — окованный железом, чтобы не развалился в дороге, он был очень вместителен. В него заботливыми женскими руками укладывались сменная одежда, оружие, боеприпасы, мешочки с порохом, солью и мукой, рушники и полотенца, вышитые матерью или женой.

Школьники охотно участвовали в инсценировке обряда. Она прошла под запись песни на стихи Демьяна Бедного «Как родная меня мать провожала…» в исполнении Кубанского казачьего хора. Существовала традиция перевязывания казака полотенцем крест-накрест и обряжение его как жениха. По сценарию урока мальчики в косоворотках, фуражках и девочки в сарафанах завязывали «новобранцу» крест-накрест полотенца, к которым девочки крепили платочки и цветочки. «Родители» благословляли сына на добрую службу: «мать» – хлебом с солью, «отец» — иконой. Исполнявший роль казака кланялся в ноги родным и просил у них прощения.

По окончании инсценировки маленьким гостям мемориального подворья предложили традиционный кубанский узвар из сухофруктов.