17 января 1921 года, 98 лет назад, издан Декрет СНК РСФСР «О воздушных передвижениях».
Зарождение гражданской авиации в нашей стране началось в самом начале 1920-х годов, когда после окончания Гражданской войны в кратчайшие сроки были восстановлены и расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. Тогда возникла и необходимость создания системы управления воздушным движением над территорией страны, в том числе и специальных нормативных актов о регулировании полетов.
17 января 1921 года В.И. Лениным был подписан декрет Совета народных комиссариатов РСФСР «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами» (который вступил в силу 1 марта того же года), ставший первым законодательным актом Советской России в области воздушного права. До революции существовали лишь распоряжения о запретных зонах и о запрещении перелёта границ, изданные в 1912–1914 годах.
Прежде всего, декрет устанавливал и юридически закреплял полный и исключительный суверенитет советского государства в воздушном пространстве над его земной и водной территориями; устанавливал основные правила полетов в небе республики своих и иностранных воздушных судов – «самолетов, автоматических самолетов, управляемых аэростатов, привязных аэростатов, свободных воздушных шаров и прочих летательных объектов». Он также определял ответственность владельцев судов и пилотов за нарушение правил полетов.
Также в документе были прописаны порядок и условия функционирования авиации того времени, система руководства, правила обязательной регистрации всех взлетных площадок, пилотов и воздушных судов, инструкции и прочие необходимые нормативные моменты. В целях обеспечения безопасности государства налагались и некоторые ограничения, например, на право «иметь на воздушных судах фотографические, радиотелеграфные и радиотелефонные аппараты, почтовых голубей, взрывчатые вещества и оружие, без особого разрешения».
Главным контролирующим органом, отвечающим за организацию воздушного движения и реализацию декрета на местах, стало Главное Управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (ГУ РККВФ). Через несколько дней после выхода документа была создана комиссия для разработки программы развития авиационного строительства, на осуществление которой правительство ассигновало 3 млн. рублей золотом. А с подписанием Союзного договора в декабре 1922 года, действие декрета распространялось на все республики СССР.
В феврале 1923 года было принято постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» (сегодня эта дата считается официальным днем рождения отечественной гражданской авиации), а в октябре утвержден трехлетний план развития воздушных линий, положивший начало плановому строительству и эксплуатации аэродромной сети. Тогда же началась массовая организация пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
Все это стало основой для создания в стране полноценного воздушного флота. А положения декрета впоследствии легли в основу первого Воздушного кодекса СССР, утвержденного 27 апреля 1932 года.
Так, 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации».
Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров. Именно в этот день в 1923 году в нашей стране появился воздушный флот, в чьи задачи вошло перевозить пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы.