28 января (по старому стилю 15 января), 541 год назад, 1478 года Новгород присоединен к Московскому государству.
Присоединение земель Великого Новгорода стало важнейшей задачей, стоящей перед Иваном III.
Новгородское боярство, находясь под постоянным давлением двух мощных держав – Москвы и Литвы, соперничающих между собой, понимало, что сохранить независимость Новгорода можно только заключив союз с одним из них. Боярство склонялось к союзу с Литвой, московскую же партию составляли в основном простые новгородцы, видевшие в московском князе пр.всего православного государя.
Поводом для похода в 1471 году послужили слухи о том, что часть новгородского боярства во главе с вдовой посадника Марфой Борецкой (Марфой Посадницей) заключили договор о вассальной зависимости с Литвой. Крометого, Новгород стремился к созданию независимой от Москвы церкви.
Война с Новгородом была провозглашена как поход за веру православную, против отступников. Московское войско возглавил князь Даниил Холмский. Польско-литовский король Казимир IV не решился на открытую войну с Москвой.
В битве на р. Шелони 14 июля 1471 новгородское ополчение потерпело поражение, а посадник Дмитрий Борецкий был казнён.
Новгородцы отказались от союза с польско-литовским королём Казимиром IV и заплатили москвичам за военные издержки 15,5 тыс.руб. (цена крестьянских дворов в то время составляла 2-3 руб.). Новгород с этого времени признавал себя отчиной Ивана III, которому было придано право суда над новгородцами. Однако смуты в Новгороде продолжались.
В 1475 Иван III совершил большую поездку с дружиной по Новгородской земле. 23 ноября 1475 Иван III въехал в Новгород в сопровождении большой свиты, и выступил в качестве справедливого судьи, защищающего «обиженных». В результате многие бояре были арестованы, а часть их отправлена в Москву.
В 1477 новгородские послы признали Ивана III своим государем, что означало безоговорочное подчинение Новгорода власти Москвы. После этого Великий князь потребовал прямого управления Новгородом и ликвидации его самостоятельности.
В Новгороде произошёл раскол: посадские люди высказались за присоединение к Москве, бояре отстаивали неприкосновенность своих вотчин и прав. На вече были убиты некоторые из сторонников Москвы, а новгородские послы отказались называть Ивана III “государем”.
В результате был предпринят новый поход на Новгород. 15 января 1478 новгородские власти сдались, и новгородцы присягнули Ивану III.
Вече было отменено, символ новгородской независимости – вечевой колокол, а так же Марфа Борецкая – были отправлены в Москву. Иван III конфисковал вотчины епископа и 6 крупных монастырей.
В 1484-1499 была проведена конфискация боярских земель. Сторонники независимости были казнены, несколько тысяч новгородских семей были переведены в др.области страны. Вместо посадников и тысяцких городом стали управлять московские наместники. С присоединением Новгорода территория Московии возросла в 2 раза. Этот материал основан на данных «Истории государства Российского Н.М. Карамзина.
В.О. Ключевский в работе «Курс русской истории: История в лицах» давал свою трактовку этих событий несколько своеобразно.
В новгородском монастыре на подгородном урочище Клопске в 40-х годах XV столетия подвизался блаженный Михаил, известный в наших святцах под именем Клопского. В 1440 г. посетил его местный архиепископ Евфимий. Блаженный сказал владыке: “А сегодня радость большая в Москве”. – “Какая, отче, радость?” – “У великого князя московского родился сын, которому дали имя Иван; разрушит он обычаи Новгородской земли и принесет гибель нашему Городу”.
Незадолго до падения Новгорода с далекого острова Белого моря пришел в Новгород основатель Соловецкого монастыря преп. Зосима ходатайствовать пред властями о нуждах своей обители. Пошел он и к боярыне Марфе Борецкой, вдове посадника, пользовавшейся большим влиянием в новгородском обществе; но она не приняла старца и велела холопам прогнать его. Уходя со двора надменной боярыни, Зосима покачал головой и сказал спутникам: “Придут дни, когда живущие в этом дворе не будут ступать по нему ногами своими, когда затворятся его ворота и не отворятся более и запустеет этот двор”, что и случилось, прибавляет жизнеописатель преп. Зосимы.
Марфа после одумалась, узнав, как радушно новгородские бояре принимают обиженного ею пустынника. Она усердно просила Зосиму прийти к ней и благословить ее. Зосима согласился. Марфа устроила для него обед со знатными гостями, первыми новгородскими сановниками, вождями литовской партии, душой которой была Марфа. Среди обеда Зосима взглянул на гостей и вдруг с изумлением молча опустил глаза в землю. Взглянув в другой раз, он опять сделал то же; взглянул в третий раз – и опять, наклонившись, покачал головой и прослезился. С той минуты он не дотронулся до пищи, несмотря на просьбы хозяйки.
По выходе из дому ученик Зосимы спросил его, что значило его поведение за столом. Зосима отвечал: “Взглянул я на бояр и вижу – некоторые из них без голов сидят”. Это были те новгородские бояре, которым Иван III в 1471 г. после Шелонской битвы велел отрубить головы как главным своим противникам.
Задумав передаться литовскому королю, новгородцы выпросили себе у него в наместники подручника его, князя Михаила Олельковича. Готовилась борьба с Москвой. Посадник Немир, принадлежавший к литовской партии, приехал в Клопский монастырь к упомянутому блаженному Михаилу. Михаил спросил посадника, откуда он. “Был, отче, у своей пратещи (тещиной матери)”. – “Что у тебя, сынок, за дума, о чем это ты все ездишь думать с женщинами?” “Слышно, – сообщил посадник, – летом собирается идти на нас князь московский, а у нас есть свой князь Михаил”. “То, сынок, не князь, а грязь, – возразил блаженный, – шлите-ка скорее послов в Москву, добивайте челом московскому князю за свою вину, а не то придет он на Новгород со всеми силами своими, выйдете вы против него, и не будет вам божьего пособия, и перебьет он многих из вас, а еще больше того в Москву сведет, а князь Михаил от вас в Литву уедет и ни в чем вам не поможет”. Все так и случилось, как предсказал блаженный.