В фондах Армавирского краеведческого музея хранится весьма интересный экспонат. Во время Великой Отечественной войны Армавирский музей был уничтожен прямым попаданием авиабомбы и восстанавливался в послевоенное время за счет поступлений из Государственного музейного фонда (ГМФ), что тогда было общепринятой практикой. Портрет, о котором пойдет речь, поступил в музей из ГМФ в 1948 г., но, к сожалению, более подробные сведения в учетных документах отсутствуют.
Поясной портрет (ил. 1) написан на холсте масляными красками и изображает еще относительно молодого человека с несколько одуловатым лицом. Мужчина одет в распахнутую на груди белую рубаху из тонкого полотна и гермяк (польская верхняя одежда, тип кафтана, предшественник жупана) из кармазинного бархата, отороченный бурым мехом, а на голове у изображенного шапка – так называемая «магерка». В правой руке молодого человека стальной, с золотой насечкой по краю фигурных перьев, пернач-шестопер, а левой рукой он опирается на пояс из темной ткани. На груди изображенного, на узкой, завязанной в виде банта, черной ленте, круглый, в золотой оправе, медальон с неясным изображением и латинскими буквами (ил. 2). В правом нижнем углу картины остатки почти стертой надписи или, возможно, инвентарного номера, а на оборотной стороне холста черной краской нанесена надпись «№ 1».
Холст, использованный для написания портрета, прямоугольного формата (94 х 74 см), льняной, очень старый, грубый, крупнозернистый, прямого плетения и средней плотности (нити неровные, с утолщениями), вероятнее всего был соткан на ручном станке. Одежда, запечатленного на портрете молодого человека, соответствует польской моде 1-й четверти XVII в., и в соответствии с периодизацией, существующей в польском искусствоведении, это произведение живописи может быть отнесено к раннему барокко (кон. XVI–1630 гг.).
Пернач – символ шляхетского достоинства, но в то же время смущает отсутствие в левом, либо в правом верхнем углу лицевой стороны холста, шляхетского герба. Надпись на золотом медальоне, выполненную латиницей, сложно перевести, так как видны не все буквы – «…N(?)MLGLORI…MOR…». Вполне вероятно они составляли крылатое выражение или девиз, с использованием слов «GLORIA» – «СЛАВА» и «MORI» – «СМЕРТЬ». Может быть – «БЕССМЕРТИЕ – В СЛАВЕ», либо «СЛАВА БЕССМЕРТНА»?
Так как на портрете нет музейных инвентарных номеров, то можно предположить, что до поступления в ГМФ, он находился в частной коллекции. Не стоит также отвергать вероятность того, что экспонат армавирского музея является перемещенной культурной ценностью периода Второй мировой войны.
Армавирский портрет отдаленно напоминает, экспонирующееся в Государственном историческом музее изображение Лжедмитрия I в парадных доспехах (ил. 3, 4) и, судя по высокому уровню исполнения, гипотетически мог быть написан с натуры в 1604 г. в Кракове (еще до московской авантюры самозванца) одним из иностранных художников, работавших при польском королевском дворе, после чего, скорее всего, входил в одну из магнатских галерей Речи Посполитой. Интересно, что по воспоминаниям современников, Лжедмитрий I неоднократно заявлял, что более всего его интересует, не богатство и власть, а слава и память в последующих веках. Пресловутая бородавка на носу отсутствует на армавирском портрете, но на гимовском портрете самозванца ее также нет.
К сожалению, скромный муниципальный музей не имеет средств на высококвалифицированную реставрацию, например в московском ГосНИИРе, где есть отличные специалисты по реставрации станковой живописи. А состояние этого великолепного произведения живописи довольно плачевно. Портрет имеет два разрыва холста, многочисленные кракелюры и в некоторых местах осыпания красочного слоя. Так что срочная реставрация просто необходима, а заодно и технико-технологическая экспертиза (микроскоп, рентген, ИК и УФ-рефлектографии).
ил. 1. Неизвестный художник нач. XVII в. Мужской портрет (Лжедмитрий I?). Холст, масло. 1604 г. (?). Армавирский краеведческий музей.
ил. 2. Фрагмент армавирского портрета.
ил. 3. Богушович Шимон (1575–1648). Портрет Лжедмитрия I в парадных доспехах. Холст, масло. 1606 г. ГИМ.
ил. 4. Фрагменты армавирского и гимовского портретов.
подготовил научный сотрудник отдела истории, этнографии и природы П.В. Новиков