Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930 гг.) – главный поэт советской России родился в Грузии, в селе Багдади.
С Кубанью В. Маяковский был связан кровными узами, он считал её своей второй родиной: «Я – дедом казак, душой – сечевик», – писал он в стихотворении «Нашему юношеству». И имел для этого полное основание.
Прадед поэта по материнской линии – выходец из Запорожской Сечи, которому в 1822 году была выдана подорожная грамота для переезда на Кубань. Мать поэта Александра Алексеевна Павленко родилась в станице Терновской (недалеко от станицы Тихорецкой) Кубанской области в семье казачьего офицера Алексея Ивановича Павленко. Примечательно, что она была двоюродной сестрой Любови Андреевны Афанасьевой – матери будущего писателя, дважды лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Горького Аркадия Алексеевича Первенцева. Так что, Владимир Маяковский и Аркадий Первенцев были троюродными братьями. Позже А. А. Первенцев оставил свои воспоминания, в том числе и о том, как в дом к деду Андрею Никаноровичу Афанасьеву, участнику боев под Шипкой, иногда приезжала семья Маяковских: «В этот дом с чудесным вишневым садом приезжал Маяковский… мальчик Володя любил вишни и всегда ходил измазанный вишневым соком».
В 1906 году, после смерти отца, семья Маяковских переехала из Кутаиси в Москву. Во время этой поездки из окна вагона Владимир впервые увидел кубанские степи – родину матери. Став уже известным поэтом, он неоднократно приезжал на Кубань. В Краснодаре Владимир Владимирович бывал дважды – в феврале и ноябре 1926 года. Жители города сохранили множество воспоминаний о его выступлениях. Одно из них состоялось в феврале 1926 года в кинотеатре «Мон Плезир» (кинотеатр «Кубань»). Очевидцы так описывали его первый приезд в наш город: «Поэт прибыл в Краснодар накануне «в чёрном пальто с каракулевым воротником, в чёрной каракулевой шапке и с толстой тростью в руках». Маяковского интересовало буквально всё. На вокзале поэта поразило бюрократическое объявление, запрещавшее задавать вопросы билетному контролёру. И это послужило основанием написать стихотворение «Строго воспрещается…»:
Погода такая,
что маю впору.
Май —
ерунда.
Настоящее лето.
Радуешься всему:
носильщику,
контролеру
билетов.
Руку
само
подымает перо,
и сердце
вскипает
песенным даром.
В рай
готов
расписать перрон
Краснодара.
Тут бы
запеть
соловью-трелёру.
Настроение —
китайская чайница!
И вдруг
на стене:
— Задавать вопросы
контролеру
строго воспрещается! —
И сразу
сердце за удила́.
Соловьев
камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела?
Как здоровьице?
Как детки? —
Прошел я,
глаза
к земле низя́,
только подхихикнул,
ища покровительства.
И хочется задать вопрос,
а нельзя —
еще обидятся:
правительство!
Сопровождавший поэта корреспондент кубанской газеты «Красное знамя» Леонид Ленч вспоминал их прогулки по Краснодару: «Изредка Маяковский поднимает трость, показывает, просит объяснений… “Когда построено это здание? Что здесь помещается?..” Получив ответ, удовлетворённо кивает головой. Если я ответить не могу – недовольно хмурит брови: “Живёте в этом городе и не знаете. Нехорошо!”».
Бывший рабфаковец Пашков, также отмечая внимательный интерес Владимира Маяковского к городу, приводил такой эпизод: «Когда поэт стоял около бывшего памятника Екатерине II и рассматривал верхушку столба с вензелем, к нему подошёл неожиданно появившийся откуда-то лохматый беспризорник и попросил на хлеб. Маяковский, медленно шаря по карманам, глухо пробасил: “Продымишь или проиграешь?” – и достал рублёвую бумажку…».
Выступление поэта в кинотеатре «Мон Плезир» прошло с аншлагом, в тот же день Владимир Владимирович выступил и в клубе пединститута. Он читал новые стихи, рассказывал о поездке в Америку, отвечал на вопросы. А «когда он признался, что пишет стихи о Краснодаре, с разных мест понеслось: – Прочтите их, прочтите! – Нет, товарищи, стихотворение только вылупляется…».
Стихотворение «Краснодар» было опубликовано в журнале «Красная нива» (№ 24 за 1926 год) под названием «Собачья глушь»:
Северяне вам наврали
о свирепости февральей:
про метели,
про заносы,
про мороз розовоносый.
Солнце жжет Краснодар,
словно щек краснота.
Красота!
Вымыл все февраль
и вымел —
не февраль,
а прачка,
и гуляет
мостовыми
разная собачка.
Подпрыгивают фоксы —
показывают фокусы.
Кроме лапок,
вся, как вакса,
низко пузом стелется,
волочит
вразвалку
такса
длинненькое тельце.
Бегут,
трусят дворняжечки —
мохнатенькие ляжечки.
Лайка
лает,
взвивши нос,
на прохожих Ванечек;
пес такой
уже не пес,
это —
одуванчик.
Легаши,
сетера́,
мопсики, этцетера́.
Даже
если
пара луж,
в лужах
сотня солнц юли́тся.
Это ж
не собачья глушь,
а собачкина столица.
Позже Владимира Маяковского упрекали, что, дескать, «не о собаках надо было писать, а о кубанской пшенице». В связи с этим журналист Леонид Ленч пояснял: «…очаровательно шутливое стихотворение Маяковского о Краснодаре показывает редкую его наблюдательность. В Краснодаре действительно было очень много собак. Собаки были разные и хорошие. Весь город знал сенбернара доктора П., который, сенбернар, важно ходил по городу, по-хозяйски заглядывая в магазины, учреждения и даже театры во время спектаклей. Маяковский любил собак и заметил эту краснодарскую особенность».
В стихах «вождя левого фронта искусств» (так называла поэта газета «Красное знамя»), есть и другая точная деталь – солнце. Давно ушёл в историю 1926 год, а яркий февральский день его живёт в строках стихотворения «Краснодар».