Сто лет назад, 14 августа 1920 года, в селе Беломестная Криуша Тамбовской области родился будущий писатель Александр Васильевич Стрыгин. В семнадцать лет он поступил в военно-техническое училище, которое окончил с отличием в 1939 году. В Великую Отечественную войну был редактором дивизионной газеты, участвовал в боях комиссаром батальона. Был тяжело ранен. В 1945 году инвалидом вернулся в Тамбов, работал военруком, воспитателем детского дома, журналистом. В 1950 году в тамбовском книжном издательстве вышла его первая книга «В пути». Со второй книгой «Простые люди» он поступил в Литературный институт им. М. Горького и окончил его с отличием в 1959 году. В этом же году был принят в Союз писателей СССР.
Роман А. В. Стрыгина «Расплата» в двух книгах вышел в 1962–1964 годах массовым тиражом, а затем был напечатан в «Роман-газете» тиражом три миллиона. Всего он выдержал шесть изданий и приобрел известность не только в России, но и за рубежом. Тамбовский драматический театр поставил на своей сцене две его пьесы «Расплата» и «Колосья в крови», за которые он был награжден дипломом I степени Министерства культуры. Восемь лет А. В. Стрыгин руководил Тамбовской писательской организацией. В 1972 году переехал на Кубань. В Краснодаре им были написаны романы «Тёрны», «У порога», несколько повестей, поэмы, десятки стихов, сотни очерков и статей. Пять лет писатель редактировал альманах «Кубань», избирался депутатом райсовета. Награжден тремя орденами, десятью медалями, грамотами Верховного Совета России и ЦК ВЛКСМ. В последние годы жизни Александр Васильевич увлекся живописью, писал картины. Умер писатель 16 апреля 1999 года.
Литературный музей Кубани связывала с Александром Васильевичем тесная дружба. Его фотографии, книги, документы, картины не раз экспонировались на выставках, после смерти в музее проводились вечера его памяти. Большой комплекс материалов есть в фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына.
Мы предлагаем к прочтению одно из стихотворений писателя «Фронтовая память».
Фронтовая память побольнее ран,
Оттого невесел старый ветеран.
Часто, часто снятся те, которых нет,
И окоп тот снится вот уж много лет.
Встал живым в окопе только он один,
Страшный бой запомнил до седых седин…
До сих пор окоп тот ездит он искать,
Где хватило б места и ему лежать
В гимнастерке рваной,
кровь взамен наград,
Где плечом холодным жмется
к брату брат…
Оттого невесел старый ветеран –
Фронтовая память побольнее ран…
Завещали братцы подвиг не забыть…
До Победы драться, до Победы жить…
Дрался до Победы, раны не считал,
К полюшку вернулся – сразу за штурвал.
Прожито со славой столько
мирных лет,
А ему, солдату, всё покоя нет.
А ему, солдату, всё покоя нет.
Всё окоп тот снится вот уж много лет.