Краснодар

Гимназическая 67

Рубрика “Экспонат дня” в рамках выставки “Казаки Юга России в Великой Победе”

В нашей рубрике “Экспонат дня” мы вновь углубимся в историю и рассмотрим подробнее представленные на выставке экспонаты. Первая витрина выставки “Казаки Юга России в Великой Победе”  знакомит нас с созданием казачьих кавалерийских дивизий на Дону и Кубани.

После окончания Гражданской войны в СССР на казачество были наложены ограничения по прохождению воинской службы в Красной Армии, хотя в командных кадрах РККА служило много казаков, в первую очередь «красных» – участников Гражданской войны. В 1936г. эти ограничения были сняты. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах. На Дону и Северном Кавказе были созданы территориальные казачьи кавалерийские дивизии. Так как Адыгея накануне Великой Отечественной войны входила в состав Краснодарского края, то в казачьи формирования на Кубани попадали адыги.

Среди прочих в феврале 1937 г. в Северо-Кавказском военном округе была сформирована Сводная кавалерийская дивизия в составе Донского, Кубанского, Терско-Ставропольского казачьих полков и полка из горцев. Эта дивизия участвовала в военном параде на Красной площади в Москве 1 мая 1937 года. Специальным актом было восстановлено ношение в быту ранее запрещенной казачьей формы, а для регулярных казачьих частей была введена особая повседневная и парадная форма одежды, во многом совпадавшая с исторической, но без погон. В такой парадной форме и шли казаки на военном параде 1 мая 1937, а после войны и на Параде Победы 24 июня 1945 – по Красной площади.

Тысячи жителей Кубани встретили начало Великой Отечественной войны буквально в ее первые часы. На действительной военной службе накануне войны находились  военнослужащие-кубанцы 1919-1922 годов рождения. Значительное число казаков проходили службу в кавалерийских соединениях.

Накануне войны количество кавалерии РККА было сокращено почти на треть. Опыт предвоенных конфликтов и начала Второй мировой войны показал, что на первый план выходят танковые, моторизованные и авиационные соединения. Общее сокращение кавалерии коснулось и казачьих кавалерийских дивизий. Дивизии переформировывались в механизированные корпуса. К началу ВОВ в РККА оставалось лишь 13 кавалерийских дивизий, в том числе 4 горно-кавалерийские. Накануне войны сохранилось лишь одно официальное казачье соединение – 6-я кавалерийская Кубанско-Терская казачья Чонгарская Краснознаменная ордена Ленина и ордена Красной Звезды дивизия имени С.М. Буденного. Дивизия входила в 6-й казачий кавалерийский корпус имени И.В. Сталина 10-й армии под командованием Ивана Семеновича Никитина.

В первых числах июля 1941 г. под Армавиром была сформирована 50-я отдельная кавдивизия под командованием полковника Иссы Александровича Плиева. За участие в сражении в районе Смоленска и в битве за Москву 50-й кавдивизии было присвоено звание гвардейской, она стала именоваться 3-й гвардейской кавалерийской дивизией. В январе 1942 г. ее бессменным командиром стал Михаил Данилович Ягодин. Под руководством М.Д. Ягодина дивизия освобождала Белоруссию, Украину, Польшу, Германию. Именем Ягодина названы улицы в Армавире и Краснодаре.

Эта дивизия находилась в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Льва Михайловича Доватора. Он был известен успешными операциями по уничтожению немецких войск на Западном фронте. В декабре 1941 г. он был смертельно ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1941 года ему в звании гвардии генерал-майора за мужество и героизм посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Льва Доватора названы улицы многих российских городов.

После гибели легендарного генерала Л. М. Доватора командовал корпусом сначала И.А. Плиев, а затем Владимир Викторович Крюков. Под его руководством летом 1944 г. была освобождена столица Польши — Варшава, взяты в плен свыше трех тысяч гитлеровцев. Помогала денежными средствами В.В. Крюкову его жена – известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова, с которой он познакомился во время войны в 1942 г..