Краснодар

Гимназическая 67

28 сентября 1932 года родился Виктор Хара — поэт, музыкант, певец, театральный режиссер, один из самых известных деятелей чилийской культуры.

28 сентября 1932 родился человек, которому, к несчастью, было суждено стать самой известной и знаковой жертвой пиночетовского режима. Это — Виктор Хара Мартинес, известнейший чилийский певец, поэт и музыкант, придерживавшийся левых политических убеждений и бывший членом Коммунистической партии Чили. 15 сентября 1973 года сорокалетний Виктор Хара принял смерть мученика на стадионе, превращенном пиночетовской охранкой в концентрационный лагерь для сторонников свергнутого легитимного президента Чили Сальвадора Альенде. Пользовавшийся популярностью и при жизни, после смерти Виктор Хара стал настоящим символом антипиночетовского сопротивления. Возможно — третьим после «Че» и Фиделя латиноамериканским коммунистом, добившимся такой популярности в мире в качестве знаковой фигуры левого движения в Новом свете.

В 1956 году крестьянский сын Виктор Хара поступил в театральную школу при Чилийском университете, чтобы стать профессиональным артистом. Там он смог проявить свои незаурядные творческие дарования и стал участником кружка интеллектуалов и художников, куратором которого выступал известный поэт Пабло Неруда. Он-то и стал для Хары одним из основных идейных вдохновителей.

Будучи студентом, Виктор часто исполнял песни прямо на улице, чтобы подработать. Он был уверен, что любое искусство не способно развиваться в оторыве от народа. С фолк-группой «Кункумен» он записал сборник народных песен, которые и принесли ему первый серьезный успех. Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных произведений к сочинительству песен. Он посвящал их своим кумирам, которые боролись за свободу – Че Геваре, Сальвадору Альенде и Хо Ши Мину. Эти произведения быстро разлетелись не только по Чили, но и по другим странам Латинской Америки. А концерты Виктора Хары в маленьких музыкальных барах принесли ему славу и статус одного из популярнейших чилийских певцов. Его стали именовать «человеком с гитарой».

В 1960-е годы он работал главным режиссером театра при государственном университете. Изучая пьесы разных авторов, Виктор Хара искал творческие способы выражения своей любви к бедноте и крестьянам. В Латинской Америке есть поговорка о том, что крестьянский сын, окончивший университет – это потенциальный революционер. Почти также и формировались политические взгляды Виктора. Он не смог остаться в стороне от социальных и политических событий, которые охватили в те годы Чили. Вместе с единомышленниками и коллегами Хара участвовал в демонстрациях и сочинял песни – гимны борьбы студентов за свои права. Ярким примером одной из таких композиций стала «Manifiesto». Когда в портовом городе Пуэрто-Монт в 1969 году полицейские сожгли хибары бедняков, Хара написал песню «Вопросы о Пуэрто-Монте», которая содержала прямое обвинение правительства в случившемся. Виктор исполнил эту песню на многотысячной демонстрации. А совместно с ансамблем «Килапаюн» Хара записал песню «Movil oil special!», в которую включил шум протестных шествий и звуки гранат со слезоточивым газом, которыми полиция разгоняла манифестантов.

Растущая популярность приносила Виктору Харе все новые неприятности. Консервативная пресса обвиняла его в коммунизме и стремлении подорвать основы политического порядка в стране. Во время выступления в одной из элитных школ ученики (дети богачей) начали забрасывать его ручками и прочими школьными принадлежностями в знак протеста против его политической позиции.

Но в 1970 году президентом страны стал Сальвадор Альенде, а Виктора Хару провозгласили певцом нового Чили. Концерты и гастроли привели его на Кубу. Вернувшись с Острова Свободы на родину, он с головой окунулся в общественно-политическую жизнь. Но позитивные достижения новой власти быстро отошли в сторону, ситуация в стране продолжала накаляться. В Чили развернулась гражданская война против нового президента и власти. В сложные для государства времена Виктор Хара со своим ансамблем еще больше проникся проблемами простых людей и всеми силами ободрял народные массы.

11 сентября 1973 года вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили военный переворот. Военные-путчисты захватили телецентр, а правые радиостанции транслировали заявление о произошедшей смене власти и создании военной хунты, возглавленной командующим сухопутными войсками Чили генералом Аугусто Пиночетом. В 9:15 отряды путчистов предприняли штурм президентского дворца «Ла Монеда». Здание президентской резиденции защищало около 40 человек, а обстрел вели танки и авиация ВВС. К 14:20 дворцовое здание было захвачено, а законный президент Сальвадор Альенде убит.

На Национальном стадионе Сантьяго был создан огромный концлагерь, где поместили 40 000 схваченных сторонниками хунты левых активистов и просто случайных граждан. Среди них был и легендарный певец Виктор Хара. Когда то, в 1969 году, Хара выступал на стадионе и победил на фестивале «Новой чилийской песни». Теперь ему, не ожидавшему для себя подобной участи, пришлось быть узником концлагеря. Правые ненавидели Виктора Хару как певца чилийского коммунистического движения, поэтому пытали его жестоко и долго. Через тело певца пропускали электрический ток, били по лицу пистолетом, сломали пальцы, после чего раздробили обе руки — чтобы он уже никогда не мог играть на гитаре. Захватившие певца солдаты показывали его как главный трофей — «коммунистический голос». Однако Хара смог надиктовать коллегам по несчастью стихотворение: «Кровь президента Альенде бьет сильнее, чем бомбы и пули. Наши кулаки еще ударят вновь».

Воскресным утром 16 сентября 1973 года жители поселка Сан-Мигель, через который проходила дорога со стадиона, нашли шесть трупов с изуродованными лицами, изрешеченных пулеметными пулями. Прохожие долго смотрели на лица, пытаясь опознать кого-либо из знакомых, пока женщина не узнала в одном из убитых Виктора Хару.

Когда Пабло Неруда узнал о смерти Хары, он воскликнул: «Боже, это же тоже самое, что убить соловья!». Позже стало известно, что Виктора Хару расстреляли 15 сентября 1973 года. В тело певца попало 30 пулеметных пуль. Кости Хары были переломаны в тридцати местах. Убитому фашистами «Человеку-камертону», как его называли, было всего 40 лет.

Его песни словно фотоаппарат зафиксировали события в Чили того времени, они выразили дух народных устремлений и всего происходящего, а образ Виктора Хары навсегда остался в сердцах чилийцев. Он верил, что артист раскрывается по-настоящему только когда является частицей своего народа.