В музее Фелицына продолжает работу выставка Музеев Московского Кремля “Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века”. Сегодня мы коснёмся темы музыкального и театрального искусства времен Екатерины II…
Русское музыкальное искусство последней трети XVIII века по праву названной “золотым веком” российской истории. Это был период царствования Екатерины II (1762 — 1796), отмеченный становлением политического могущества – России, закрепившей за собой статус великой державы.
Эпоха Екатерины Великой отмечена особенно активной интеграцией отечественной музыкальной культуры в европейское художественное пространство: русские музыканты активно осваивали общеевропейский классицистский язык, а работавшие в России иностранные мастера проявляли интерес к самобытности русской народной музыки. Главной областью, в которой происходил процесс становления отечественной композиторской школы, характеризующийся выработкой национального музыкального языка на основе стилистического сплава русских и ассимилированных западноевропейских традиций, стал музыкальный театр.
Его роль в русской культуре последней трети XVIII века и особенно в жизни императорского двора была огромной. В театрализованном виде представала любая, даже самая незначительная придворная церемония. В этот период, ознаменованный пиком культуры Просвещения и становлением музыкального классицизма, происходит расцвет придворного театра. Императрица стремилась вывести Санкт-Петербург на уровень европейских столиц – законодательниц художественного вкуса. На содержание музыкального театра при дворе, поражавшего современников своим великолепием, затрачивались огромные материальные средства. В соответствии с эстетическими установками эпохи по пышности придворных театральных представлений судили о богатстве и могуществе государства. Таким образом, музыкальные спектакли при дворе представляли собой не только одну из форм досуга императрицы и ее вельможного окружения. Часто они репрезентировали общественно-политическую и культурную ситуацию своего времени.
Большое влияние на просвещенную российскую монархиню имели взгляды Вольтера, писавшего о театре: “Ничто не оживляет так общество, не сообщает большего изящества телу и уму, не формирует так вкус, не облагораживает нравов” (гщт. по: Розанов, 1970; с. 15). В таком ключе воспринимала театральное искусство и Екатерина, включив его в сферу своей политической и государственной деятельности.
Российская императрица проявила особый художественный интерес именно к музыкальному театру. Она влияла на его репертуарную политику, участвовала в административной организации, инициировала строительство новых театральных зданий.
Текст подготовлен по материалам диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02 кандидата искусствоведения Семёновой Юлии Сергеевны на тему “Музыкально-театральная деятельность Екатерины II”
На изображении:
Эрмитажный театр, Санкт-Петербург
Выставка организована при благотворительной поддержке Акционерного общества “Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р”