Экспонат дня – предметы Мефодия Варибруса – фельдшера из Горячего Ключа, спасшего жизни 26 детей-блокадников.
27 января исполнилось 78 лет с момента снятия блокады Ленинграда. Дата, в которую Ленинград был полностью освобождён от блокады в 1944 году, является одним из дней воинской славы России. В фондах музея Фелицына хранится небольшой набор предметов фельдшера из Горячего Ключа Мефодия Ивановича Варибруса, принявшего участие в спасении двадцати шести ленинградских детей в годы Великой Отечественной войны. Здесь бережно хранятся: две фотографии, шприц, две иглы, стерилизатор, жестяная коробочка из-под какао, в которой доктор хранил марганец, и ученическая тетрадь с воспоминаниями его дочери Таисии Мефодиевны Варибрус.
Эти предметы появились в нашем музее благодаря статье «Горячие ключи», опубликованной в газете «Правда». После выхода статьи сотрудник музея Э.П. Костелова встретилась с женой Варибруса Анной Кузьминичной, которая на тот момент проживала в Горячем Ключе. Именно супруга Мефодия Варибруса передала на постоянное хранение в музей предметы, на которых «застыли отпечатки» этой трагичной и в то же время жизнеутверждающей истории.
Летом 1942 года в Горячий Ключ из блокадного Ленинграда привезли на лечение несколько сотен детей. Они были больны дистрофией, не могли самостоятельно передвигаться, их кожа была покрыта гнойниковой сыпью, из-за чего фашистам было легко поверить в то, что дети смертельно больны. Варибрус обманул немцев, сказав, что это проказа и убивать их не надо, ведь они умрут сами. И каждое утро фельдшер начинал с посещения детей, приносил им из дома хлеб, сахар. А ночами готовил лекарства. Помогали ему жена Анна Кузьминична и младшая дочь Таисия. Старшая дочь Ксения и сын Виктор были на фронте.
В спасении ленинградских детей принимали участие и местные женщины: санитарка амбулатории Анна Тимофеевна Педаш, заведующая детским садом Людмила Артемьевна Смолина и многие другие. Они прятали от гитлеровцев коз и, рискуя жизнью, каждый день приносили детям молоко. А фашисты боялись проказы и не трогали детей. Но со временем, показывая на малышей пальцем, всё чаще повторяли «сифилис, сифилис», и появилась опасность, что они захотят расстрелять детей. Тогда Мефодий Иванович начал добиваться разрешения вывезти их. Он получил повозку с лошадьми и увёз детей в адыгейский аул Понежукай, откуда в апреле 1943 года они попали в детский дом станицы Старокорсунской.
В то время когда дети находились в Горячем Ключе, в городе появилась Анна Сергеевна Бурлаченко, выполнявшая задание партизанского отряда. Именно она, как пишет автор статьи «Правда», составила список двадцати восьми детей, переписала его в нескольких экземплярах, один из которых уберегла жена Мефодия Ивановича. Однако его дочь в своих воспоминаниях указала, что детей было двадцать шесть. И в копии того списка их также двадцать шесть. Правда список начинается с третьего номера и завершается двадцать восьмым, а куда исчезли первые номера, так и остаётся загадкой. Напротив некоторых фамилий печальные записи: «умерли», но есть и радостные: «Кравцова Витю, Чернобривца Колю забрали мамы, Берников Жора и Крылов Витя отправлены к родителям, Калашникова Тамара усыновлена». К сожалению, судьба остальных детей неизвестна.
С 1 февраля приглашаем вас посетить обновленную экспозицию «Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945гг.», которая отражает события тех страшных лет. Напоминаем, если вам от 14 до 22 лет, посетить её можно, воспользовавшись Пушкинской картой.
Ждём вас по адресу:
Краснодар, ул. Гимназическая, 67.