Краснодар

Гимназическая 67

В реставрационной мастерской Михаила Ивановича Смаглюка

Когда вы попадаете в мастерскую заслуженного деятеля искусств Кубани Михаила Ивановича Смаглюка, глаза начинают фокусироваться на необычных предметах, их здесь десятки и даже сотни, каждая деталь имеет значение. Мастер не выдаёт загадок, не раскрывает тайн. Поэтому здесь в любое время суток царит волшебная обстановка, кажется, что все детские сказки соединились в одной точке.

Взрослый ребёнок

Вот на стене старинные часы, они остановились, и как мы все знаем «дважды в день показывают правильное время». А на рабочем столе мастера можно разглядеть и вовсе волшебный экспонат – это механизм, тоже напоминающий часы, но без циферблата. Ещё бы – здесь вместо него обычный камень, а по кругу двигается огромное перо, это секундная стрелка.

Михаил Иванович видит мир удивительно прекрасным, словно взрослый ребёнок, который всё ещё верит в чудеса. Оказывается полено, которое он нашёл на дороге, тоже может стать «часами». Мастер закрепил кусок дерева на стене, приделав щепку вместо часовой стрелки.

И правда…здесь так много часов, видимо, время, которое в нашем подсознании, когда мы ещё дети, растягивается, а с возрастом кажется таким быстротечным, для Михаила Ивановича особый источник вдохновения.

Творческий филигранный труд

Перед нами псалии в виде грифонов 4 – 3 вв. до н.э. Мастер взялся за их реставрацию. Псалии – это часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для фиксации их во рту коня. Вот что рассказывает Михаил Смаглюк о работе над их «перерождением»:

 «Там как было зеркальное изображение, мне оставалось повторить это изделие. В основе лежит металл, нанесена арматура и термомасса. Важный момент в реконструкции и реставрации – она обратима. Но сначала нужно было убрать загрязнения и окислы. Существует механический и химический способы очищения металлических предметов. После химического метода нужно освободить артефакт от продуктов распада, которые впоследствии будут влиять на его сохранность. Лучше всего сочетать эти два способа. Как доктора лечат людей, также и реставраторы «лечат предметы», поэтому ставим диагноз и выбираем методы. Здесь совмещённый метод очистки».

Выставка «АЧТОКАК»

В 2022 году в музее Фелицына начала свою работу выставка ювелирных работ Михаила Ивановича Смаглюка. Её посещение требует полного «погружения в увлекательный мир» концептуального искусства. Любой гость выставки должен быть готов, что рассматривать работы здесь  можно часами, а значит, лучше выделить побольше свободного времени.

Видно, что автор при создании изделий, больше всего вдохновляется природой. Например, арт-объект «Ветра сон – шелест листьев» выполнен из серебра и позолоты. Михаил Смаглюк изобразил осеннее дерево, которое теряет на ветру свои листья. Художник показал и упавшие листья, которые, как и подобает природному явлению, хаотично расположились под древом. Название работы «Ветра сон – шелест листьев» намекает на взаимосвязь всего мирского. Без дерева не было бы листьев, а без листьев не было бы «шелеста», который как-бы убаюкивает и дарит сны древу.

В творчестве Михаила Смаглюка объектом для вдохновения может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. Поэтому в данной работе, как и в других произведениях художника каждый увидит свой смысл и «личное» послание от автора.

Искусство, которое украшает каждый день

Выставка «АЧТОКАК» – ретроспектива творчества мастера за 30 лет. Название было выбрано не случайно, ведь Михаил Смаглюк в начале своего творческого пути-познания отвечал на вопрос «КАК», а уже позже, когда научился разным технологиям и техникам, стал больше внимания уделять глубинной подоплёке и сущности своих изделий, а значит, ответу на вопрос – «ЧТО».

Выставка обладает особенным магнетизмом, посетители проводят у витрин часы, пытаясь расшифровать то или иное послание мастера.

Среди изделий представлены знакомые нам всем бытовые вещи, такие как портсигар, пепельница, серьги, кольца, браслеты, даже стакан, однако здесь это экспонаты, наделённые божественным началом, которое в каждом даже самом простом предмете видит автор.

Основные материалы, с которыми работает Михаил Смаглюк, позолота, серебро, эмаль, горный хрусталь и такие природные камни, как циркон, рубин, нефрит, агат.

Скромность и талант

Михаил Смаглюк – феноменальный человек. Вот уже 40 лет он является художником-реставратором Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. При всей своей непосредственности и скромности Михаил Иванович является заслуженным деятелем искусств Кубани, лауреатом премии в области «Науки, образования и культуры», обладателем множества дипломов и медалей краевых, всероссийских и международных конкурсов. Однако он остаётся обычным человеком, не пытается угнаться за далёкими мечтами, а живёт сегодняшним счастливым днём, проводя часы за работой в своей уютной мастерской в сопровождении друга, который всегда рядом – попугая Жоры.