Краснодар

Гимназическая 67

Наследие Луиджи Гальвани: в музее рассказали, как делают копии экспонатов

12 декабря в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына состоялся заключительный мастер-класс из цикла «Собери историю своими руками», посвященный производственной реставрации изделий из драгоценных металлов. Для студентов Краснодарского государственного института культуры и Краснодарского художественного училища его провел почетный член Российской академии художеств, член Союза художников России Михаил Скворцов.

Для начала он пояснил, в чем отличие производственной реставрации. Как известно, далеко не все экспонаты покидают музейные хранилища, что обусловлено рядом причин – от высокой ценности объекта до невозможности обеспечить для него необходимые условия хранения. Как же музейщики выходят из положения во время выездных выставок? Ответ прост: реставраторы изготавливают высококачественные копии, которые невооруженным взглядом от оригинала не отличишь. Именно такой работой и занимается Михаил Скворцов.

Существует два основных метода производственной реставрации: литье по управляемой модели и сравнительно новый – гальванопластика. Что касается последнего, то им художники-реставраторы обязаны итальянскому врачу и физику Луиджи Гальвани, который одним из первых описал электрические явления (знаменитый опыт с препарированными лягушками, которые вдруг начинали дергать лапками). Позже этот принцип объяснил Алессандро Вольта – так возникла гальваническая батарея, без которой не были бы изобретены ни радио, ни телевидение.

Применяя метод гальванопластики (изобретен русским ученым Борисом Якоби), реставраторы сначала изготавливают слепок экспоната из силикона, а затем переносят его на жесткую металлическую форму. В процессе литья по управляемой модели также сначала изготавливается слепок (резиновый, а затем восковой), и в форму льют расплавленный металл.

Оба способа очень трудоемкие и требуют специального оборудования, а фактически мини-лабораторию, где, например, должна находиться печь, разогревающаяся до 300 градусов. Понятно, что в условиях мастер-класса организовать такую лабораторию в музее невозможно, поэтому ребятам показали видео из мастерской Михаила Скворцова и готовые образцы его работ.

После мастер-класса заведующий отделом археологии Юрий Зеленский прочитал студентам лекцию о сокровищах Тмутаракани, основываясь на экспонатах выставки музея Фелицына «Новые находки из древних погребений».

Напомним, что мастер-классы по реставрации музейных экспонатов проходили в музее Фелицына в рамках экспозиции «Новые находки из древних погребений», где собраны уникальные артефакты, найденные во время строительства Крымского моста.