Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Этюд к портрету кубанского казака-конвойца Т.К. Ящика из фондов КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

Этюд к портрету кубанского казака-конвойца Т.К. Ящика из фондов КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

       14 июня 2013 г. известный бизнесмен С.Н. Галицкий преподнес в дар Кубанскому казачьему войску этюд к портрету Т.К. Ящика в форме Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В торжественной обстановке Сергей Николаевич вручил раритет атаману Кубанского казачьего войска вице-губернатору Н.А. Далуде. Сюжет этот широко освещался в средствах массовой информации. Что касается запечатленного на портрете человека, то его история вкратце такова.

       Тимофей Ксенофонтович Ящик родился 15(27) апреля 1878 г. в ст. Новоминской Ейского отдела Кубанского казачьего войска. В 1900 г., когда началась его военная служба в 1-м Ейском полку, расквартированном в Тифлисе, за бравый вид и меткую стрельбу, он сразу был назначен в конвой командующего войсками Кавказского военного округа наказного атамана Кавказских казачьих войск генерал-адъютанта князя Г.С. Голицына. В 1905 г., благодаря князю, он был переведен в Собственный Его Императорского Величества Конвой (СЕИВК), в Лейб-Гвардии  2-ю Кубанскую казачью сотню. Два года спустя, в 1907 г., Т.К. Ящик был уволен со службы в чине урядника и пять лет, до 1912 г. жил в родной станице, после чего был вновь призван на сверхсрочную службу в СЕИВК, на это раз в Лейб-Гвардии 1-ю Кубанскую казачью сотню, и 22 июня 1914 г. назначен ординарцем императора Николая II. Так как, ординарцы периодически менялись, то в начале 1915 г. Ящик вернулся в состав своей Лейб-Гвардии   1-й сотни Кубанской казачьей сотни, в общей сложности прослужив возле императора шесть месяцев. Но, уже 14 декабря 1915 г. Т.К. Ящик был произведен в чин подхорунжего и стал вторым камер-казаком (личным телохранителем) вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Причем, это решение было обусловлено выбором самого императора, и связано с тем, что в начале 1916 г. Мария Федоровна предполагала уехать из Петрограда в Киев, и сын счел необходимым усилить личную охрану матери [1].

       После свержения монархии Т.К. Ящик остается рядом с императрицей, продолжая охранять ее в Крыму. В условиях политической неразберихи на юге России в 1918 г. Ящик вывез в родную станицу дочь императрицы, младшую сестру Николая II, великую княгиню Ольгу Александровну. В хате камер-казака дочь Александра III родила своего второго сына Гурия. После того, как Мария Федоровна 11 апреля 1919 г. на английском крейсере «Мальборо» покинула Крым, Ящик сопровождал ее и продолжал охранять в Англии, а затем в Дании, куда императрица со свитой прибыла 19 августа 1919 г. Вскоре, по распоряжению Марии Федоровны, он вернулся в Россию, для того, чтобы организовать вывоз в Данию семьи великой княгини Ольги Александровны [2].

       Свою императрицу, верный «бодигард» (телохранитель) – так он именовался в выданном ему во время пребывания в Великобритании паспорте, охранял вплоть до ее смерти в 1928 г. Тимофей Ксенофонтович оставил в пылающей России, на родной Кубани семью – жену и девятерых детей. Вывезти их в Данию, как он не пытался, ему не удалось. В 1922 г. его жену Марфу расстреляли «за контрреволюцию», а три года спустя Мария Федоровна благословила его на брак с датчанкой Агнес Аабринк, которая перешла в православие и приняла при крещении имя Нина. Ящик до конца жизни так и не научился датскому языку, зато его датская жена вполне прилично освоила русский [3].

       Кубанский казак поражал датчан тем, что даже спать ложился у дверей покоев Императрицы, раскинув на инкрустированном дворцовом паркете бурку и положив в изголовье револьвер с взведенным курком. Телохранитель завершил свою бессрочную службу царице лишь после ее смерти в 1928 г., когда отстоял последний трехсуточный караул у гроба, став олицетворением воинской верности и безоговорочного исполнения присяги. Тимофей Ксенофонтович скончался в 1946 г. в возрасте 68 лет, успев застать триумф русского оружия в войне с фашизмом. Его личные вещи – черкеска с газырями, револьвер, шашка, кинжал, документы и личный столовый прибор, хранятся в Музее Вооруженных Сил в Копенгагене [4].

       В настоящее время этюд к портрету Т.К. Ящика (46 х 38 см, бумага, карандаш, темпера, белила) находится в фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника (КГИАМЗ) им. Е.Д. Фелицына (инв. № КМ–13251/1). Если личность запечатленного на портрете не вызывала сомнения (известны его многочисленные фотографии и, кроме того, справа внизу надпись на русском языке — «Конвоец Императрицы Марии Федоровны Тимофей Ящик»), то с художником все оказалось несколько сложнее. С момента поступления портрет вызвал массу предположений, вплоть до того, что его автором считали выдающегося русского живописца И.Е. Репина (портрет был приобретен С.Н. Галицким в московском антикварном салоне «РОЛАНД АРТ ИНТЕРНЕШНЛ», именно, как произведение И.Е. Репина). Некоторые исследователи предположили, что портрет написан великой княгиней Ольгой Александровной, которая была неплохой художницей. На самом деле ответ на этот вопрос, как говорится, лежал на поверхности, и атрибуция портрета не составляла особого труда.

       На портрете стоит не только дата и место написания – «1920 г.», «Kopenhagen», но и авторская подпись, причем дважды. В верхнем правом углу – фамилия и заглавная буква имени, а в районе незаконченной левой руки – абревиатура имени и фамилии. Известно, что великая княгиня Ольга Александровна, подписывала свои работы либо по-русски «Ольга» или «О.А.», либо по-французски – «Оlga» или «OLGA»[5]. На портрете подписи также по-французски, но другие: «А. Gefter» и «АG». Они не оставляют никаких сомнений в том, что автором этюда к портрету, является русский художник Александр Гефтер. В 1930 г. в парижском журнале «Россия» была опубликована репродукция портрета известной певицы Хунцария работы Гефтера. Характерная авторская подпись на этом портрете идентична подписи на этюде к портрету Т.К. Ящика из краснодарского музея [6].

       Краткие биографические данные Гефтера таковы:

       Гефтер Александр Александрович, 26 апреля 1885 (Одесса) – 16 декабря 1956 (Париж). Художник и писатель, морской офицер. Учился на естественном факультете Новороссийского университета (Одесса) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Одновременно брал уроки живописи. С началом Первой мировой войны после окончания ускоренного курса Морского кадетского корпуса, служил мичманом на крейсере «Память Азова». После революции член антибольшевистских подпольных организаций, воевал в Северной армии генерала Миллера и Северо-Западной генерала Юденича. По окончании Гражданской войны в эмиграции в Финляндии, затем в Дании, откуда в 1921 г. переехал во Францию. Жил в Париже. Зарабатывал на жизнь живописью, писал портреты. Автор романов, рассказов и публицистики. Участник различных художественных выставок. В 1949 г. в Париже провел персональную выставку своих работ, среди которых, среди которых наибольшей известностью пользовался портрет Ф.И. Шаляпина. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа [7]. Во Франции художник довольно известен, и во французских музеях находятся многие его работы, а вот в России, этюд к портрету Т.К. Ящика, возможно, является единственной его работой.

       Этюд, датированный 1920 г. был написан, скорее всего, в замке Видере на окраине Копенгагена (внизу одной из фотографий Т.К. Ящика, датированной нач. 20-х гг. стоит надпись – «Widӧre»), где в то время проживала Мария Федоровна и где она принимала многочисленных посетителей, в том числе и русских эмигрантов [8]. Уже законченный портрет, написанный Гефтером в натуральную величину, был позже куплен (это явствует из надписи карандашом по-французски в левом верхнем углу этюда) старшей сестрой Марии Федоровны – Александрой, вдовой английского короля Эдуарда VII, и, по некоторым  данным мог находиться в Великобритании [9]. Предположительно, законченный портрет мог храниться в Сандрингемском дворце (графство Норфолк), так как именно в нем жила последние годы королева Александра. Но, по полученным недавно из Англии сведениям, это оказалось не так, и законченное произведение А.А. Гефтера находится в Лондоне. Как сообщил управляющий департаментом информации Королевской коллекции Великобритании д-р Стивен Паттерсон, портрет личного телохранителя имератрицы действительно является собственностью британской королевской семьи с 1921 г., а сотрудница библиотеки Сент-Джеймского дворца (личная резиденция принцев Уильяма и Гарри) Карен Лоусон любезно подтвердила, что в настоящий момент, портрет (90 х 69,5 см, картон, пастель), с характерной подписью А.А. Гефтера в левом верхнем углу, висит в библиотеке. Также д-р Паттерсон сообщил, что с 9 ноября 2018 г. по 28 апреля 2019 г. в Галерее королевы Букингемского дворца будет проходить выставка «Россия: Королевская семья и Романовы», одним из экспонатов которой станет, в том числе и портрет кубанского казака Тимофея Ящика работы А.А. Гефтера.

       Совершенно неизвестный в России живописец Александр Александрович Гефтер оказался в Дании в крайне стесненных обстоятельствах, здесь и пригодилось полученное когда-то в молодости умение рисовать, а императрица Мария Федоровна, можно сказать, выручила художника и невольно оказала влияние на его дальнейшую судьбу, так как сумма, полученная за портрет, позволила Гефтеру добраться до Парижа, где он стал известным портретистом. Этюд к портрету Т.К. Ящика, возможно, является единственным произведением А.А. Гефтера на территории Российской Федерации и КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына можно поздравить с тем, что в его фондах находится столь уникальный экспонат.

    

       Примечания

  1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 332. Оп. 1. Д. 835. Л. 186; Зимин И.В. Царский казак-телохранитель // URL: http// old.nastrussia/ru
  2. Зимин И.В. Указ.соч.
  3. Там же
  4. Там же
  5. Рисунки членов Российской Императорской Фамилии. Изобразительные материалы XIX–нач. XX вв. Каталог собрания. СПб., 2012. С. 82, 85, 112.
  6. «Россия». Париж, 1930. № 6. С. 12.
  7. Российское зарубежье во Франции 1919–2000. М., 2008. С. 363.
  8. Кудрина Ю.В. Императрица Мария Федоровна. М., 2006. С. 264; Возвращение казака // Краснодарский край. Краснодар, 2013. № 3. С. 61.
  9. Русская мысль. Париж, 1957. № 1011. С. 4.

 

научный сотрудник КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

П.В. Новиков