Ко дню рождения известного палеонтолога В.Л. Егояна

Владимир Левонович Егояндоктор геолого-минералогических наук, член Межведомственного стратиграфического комитета (СССР) России, автор более 100 научных работ в области стратиграфии и палеонтологии.

Родился 11 марта 1926 года в г. Баку в семье нефтяника, что и определило выбор его профессии впоследствии.

В 1942 году окончил 1-ю среднюю школу г. Баку и поступил в университет. В студенческие годы увлекался альпинизмом и греблей. Окончил в 1949 г. с отличием Азербайджанский индустриальный институт им. М.А. Азизбекова по специальности «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» [1]. Женился.

В аспирантуре Института геологических наук Армянской ССР заинтересовался иностранными языками, в короткий срок освоив английский, немецкий, французский, армянский. Впоследствии продолжил совершенствовать свои лингвистические способности и был способен переводить специализированную (палеонтологическую и стратиграфическую) литературу с 16 языков. Многие иностранные работы по стратиграфии и палеонтологии были переведены им лично и изданы в открытой научной печати.

Сразу после окончания института был направлен в полевую партию Геолого-поискового треста объединения «Азнефтеразведка».

После аспирантуры работал в институте младшим научным сотрудником сектора региональной геологии. В январе 1953 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по стратиграфии верхнемеловых отложений Армении в Институте геологии Академии наук Азербайджанской ССР, опубликовал ряд работ по стратиграфии и фауне меловых отложений и геологическому строению некоторых районов Малого Кавказа.

В 1956 году Владимира Левоновича пригласили на работу в Краснодарский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института нефти и газа (КФ ВНИИ) Министерства нефтяной промышленности, в лабораторию региональной геологии.

С его приходом начались детальные стратиграфические и палеонтологические исследования меловых отложений Северо-Западного Кавказа и Западного Предкавказья, нашедшие отражение в научных сборниках КФ ВНИИ.

В феврале 1963 г. В.Л. Егоян становится заведующим лабораторией стратиграфии КФ ВНИИ. За период с 1965 по 1969 годы им было описано 6 новых родов и 68 новых видов аммонитов из клансейских слоев Западного Кавказа [2].

Для геологических организаций Краснодарского края и обеспечения стратификации и корреляции геологических разрезов глубоких скважин по инициативе В.Л. Егояна в 1968 году был составлен первый «Каталог стратиграфических разбивок скважин Краснодарского края», выдержавший 3 издания. В последнем издании имелись стратиграфические разбивки 4177 скважин по 348 площадям. Каталог приобрел большую популярность и стал настольной книгой геологов Краснодарского края.

В 1976 году Егоян защитил докторскую диссертацию по теме «Нижний отдел меловой системы Западной части Северного Кавказа». За период его руководства лабораторией высшее образование в коллективе получили более 20 человек, из них 5 впоследствии стали кандидатами геолого-минералогических наук.

В.Л. Егоян разрабатывал теоретические вопросы, занимался решением практических проблем геологии, стратиграфии, палеонтологии и биостратиграфии. Им сделана стратиграфическая схема нижнего мела с набором необходимых шкал для Северо-Западного Кавказа и Западного Предкавказья, изучены нижнемеловые отложения этих регионов. Впервые разработаны определения для всех ярусов и подъярусов нижнего мела, произведено обоснование их границ. Особое внимание было уделено границам апта-альба и титона-берриаса, что способствовало получению однозначного решения по этим вопросам, споры по которым велись долгие годы.

Выработаны определения ряда понятий, таких, как стратиграфическая шкала, стратон (термин ввёл В.Л. Егоян в 1969 г.), стратиграфическая граница, стратиграфия и др.

Впервые доказана разноэтажность тектоники; для Западного Предкавказья построено 7 стратотектонических схем по отделам от нижнего мела до плиоцена (обычно используется только одна тектоническая схема, что в районах глубокого бурения нередко приводит к серьёзным ошибкам). Выявлена приуроченность газоконденсатных месторождений к базальному горизонту платформенного чехла (верхняя юра, нижний мел и палеоген), для которого построена отдельная схема. Полученные данные способствовали открытию целого ряда месторождений на востоке Западного Предкавказья, где зональность комплексов палеоцена, верхнего мела, нижнего мела и верхней юры имеет антикавказскую ориентировку.

Показательно установление под майкопским Западно-Кубанским прогибом поднятия по палеоцену и верхнему мелу. Для разбуренных районов северной и восточной части Западного Предкавказья установлена принадлежность триаса и нижней-средней юры к основанию платформенного чехла. На северном склоне Северо-Западного Кавказа выявлена Хадыженская зона погребённых кордильер, сложенных мощными известняками верхнего титона и берриаса.

В.Л. Егоян скончался 16 августа 2006 года после продолжительной болезни.

Литература

1. Личный архив В.Л. Егояна.
  2. Пинчук Т.Н. Егоян Владимир Левонович (краткие страницы жизни). Актуальность стратиграфических исследований // Егоян В.Л. Основы общей стратиграфии. Краснодар: «Просвещение-Юг», 2012. С. 6-9.

С.В. Бондаренко