Краснодар

Гимназическая 67

Айседора Дункан

Айседора Дункан (Дора Энджела Дункан) – американская танцовщица, считается основоположницей свободного танца – предтечи танца модерн, которую связывала с древнегреческим танцем.

Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско, США. Гастролировала и преподавала во многих станах, распространяя эстетику и философию новаторского стиля. На волне увлечения «дунканизмом» в Санкт-Петербурге в 1914 году была открыта студия музыкально-пластического движения «Гептахор», просуществовавшая до начала 1930-х годов.

В 1921 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский предложил открыть танцевальную школу в Москве.

Жена поэта Сергея Есенина в 1922—1924 годах.

15 февраля 1924 году танцевала на сцене краснодарского Зимнего театра. Газета «Красное знамя» описывала её выступление так: В этом танце наиболее ярко выделен отказ артистки от механической точности и чеканности форм… Когда смотришь на исполнение «Интернационала»… то представляешь себе все картины «нашего последнего боя», движущихся в красном порыве масс…»

Виталий Бардадым в книге «Кубанские арабески»: «Программа Айседоры Дункан обширна: Бетховен, Лист, Скрябин, Вагнер и в заключение главный номер – “Интернационал”. Сцена изображала полушарие Земли, где в центре корчился окованный цепями раб, роль которого исполняла прославленная танцовщица. Нарастая, слышится песня бурлаков. Под эти унылые звуки балерина образно передаёт страдания подневольного человека. Борьба неравна, мучительна, тяжка. Под мощные звуки “Марсельезы” раб освобождает от цепей одну руку и схватывает ею двуглавого орла. И тогда “Марсельезу” сменяет величавый, торжествующий мотив “Интернационала”, мгновенно подхваченный тысячным хором из числа пришедших на спектакль зрителей. Цепи падают. Лицо балерины озаряется. И вот она лёгким вихрем несётся в ликующем танце Победы и Свободы».