Краснодар

Гимназическая 67

День Северного ВМФ

1 июня по всей России отмечают день Северного ВМФ. В честь этого праздника мы расскажем вам про самый большой учебный парусник, на котором обучаются будущие моряки.

Учебное парусное судно — барк Росрыболовства «Седов» — самый большой в мире парусник. Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Длина — 117,5 метра, водоизмещение 7320 тонн, экипаж — 240 человек, площадь парусов — 4192 квадратных метров. Его первый владелец Фридрих Адольф Виннен назвал судно именем своей жены Магдалены Виннен.

Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году компания Ф.А. Виннен продала этот четырехмачтовый барк судоходной компании «Норддойче Ллойд». Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присвоили новое имя — «Коммондор Йонсон».

Во время второй мировой войны (1939-1945 годы) барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны Советский Союз получил «Коммондор Йонсон» по репарации вместе с двумя другими немецкими парусными судами: 4-х мачтовым барком «Падуя» (ныне «Крузенштерн») и 3-х мачтовым барком «Горх Фок» (который был переименован в «Товарищ», но в 2003 году вернулся в родной порт Штральзунд в Германии и стал плавучим музеем). «Коммодор Йонсен» был назван «Седов» в честь полярного исследователя Г.Я. Седова.

В январе 1946 года на «Седове» был поднят военно-морской флаг СССР и он был переведён в класс учебных судов.

В 1951 году командование судна принял капитан дальнего плавания Митрофанов Петр Сергеевич, и под его руководством судно было приведено в мореходное состояние. А в 1952 году барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана.

В период с 1975 по 1981 год судно находилось в ремонте на Кронштадтском Морском заводе. В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 146 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей, сауна. В бывшем носовом трюме оборудованы 2 учебных класса, установлены новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи.

В 1991 году судно было передано Мурманскому государственному техническому университету, подведомственному образовательному учреждению Федерального агентства по рыболовству, с этого момента на нем проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов и электромехаников.

Чтобы узнать больше о знаменитых кораблях, мы приглашаем вас посетить выставку «Паруса истории», она будет работать в музее имени Е.Д. Фелицына до 15 сентября 2022 года.

Ждём вас по адресу: ул. Гимназическая, 67.

Автор текста: научный сотрудник отдела выставочной деятельности музея Фелицына Даниил Адонин.