Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

“Мозаичные сокровища эмалевой комнаты – “То, что не смог сделать Фаберже”

20 февраля в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына начинает свою работу выставка работ эмальера-мозаичиста Андрея Манджоса “Мозаичные сокровища эмалевой комнаты – “То, что не смог сделать Фаберже”.

Пять тысячелетий человечество владеет искусством горячей эмали и искусством мозаики. Однако только сейчас, в XXI веке, московский художник, Андрей Манджос впервые соединил их воедино. Андрей Манджос создал новое направление в искусстве – эмалевую мозаику, он объединил воедино два совершенно разных искусства: искусство мозаики, величайшим представителем которого является М.В. Ломоносов, и искусство горячей эмали, которая ярче всего представлена школой Карла Фаберже.

В молодые годы Андрей Манджос, получив юридическое образование, работал следователем, а в свободное время занимался творчеством. Не бросая службы в МВД, он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище и закончил его по специальности художник-оформитель. Свою уникальную технику А. Манджос придумал в 1995 году, после того как освоил мозаичную смальту и горячую эмаль. Но обе эти техники не приносили мастеру творческого удовлетворения. Мозаика, собранная из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью, является его авторским изобретением, защищённым патентом. Это новый приём работы с классическим материалом.

Все драгоценные свойства эмали сохранились в новой технике, а палитра расширилась настолько, что можно говорить о революции в эмалевом искусстве. Открытая Андреем Манджосом техника ни в чем не уступает по свободе и выразительности масляным краскам, а по драгоценной фактуре намного превосходит их. Он часто использует простые классические сюжеты, но преподносит их декоративно, свежо и жизненно, глубоко прорабатывая фон, экспериментируя с цветовыми сочетаниями.

Уникальность авторского метода Андрея Манджоса состоит в том, что мастер самостоятельно изготавливает эмалевые элементы и складывает из них мозаику. Это трудоемкая ручная работа и длительный технологический процесс, включающий обжиг мельчайших кусочков металла, покрытого полихромными эмалями, при этом каждый цвет имеет свою температуру плавления. Поражает кропотливость используемой техники. Например, в портрете Ломоносова было использовано 13 650 эмалевых фрагментов, а в панно “Город на Неве. Мозаичное путешествие по Санкт-Петербургу” – 18 421.

Вклад Андрея Манджоса в развитие традиций русского эмальерного искусства с каждым годом становится все более очевидным, коллекция мозаичных произведений художника приобретает все большую известность и не только в России, но и во всем мире.

Выставка продолжит работу до 20 июля 2021 года.